Асгард

Асгард. Введение в германскую мифологию или реконструкция профессиональной космологии

Германо-скандинавский миф сильно отличается от мифов других индоевропейских народов, как по содержанию, так и по конструкции. К такому выводу можно придти, исследуя мифы с помощью нового исследовательского инструмента, получившего название «астроархеология духовной культуры». Этот инструмент, и результаты работы с ним, описаны в серии монографий. Список монографий и суть всего дела кратко изложены в «Меморандуме Быструшкина».

Сообщив об этом, можно сразу приступить к делу, то есть к исследованию сущности германо-скандинавской мифологии.

Яркая отличительная черта этой мифологии — глубокая и оригинальная реформа космологии, выполненная в эпоху «сотворения мира» или, говоря проще, в начале неолита (5500 г. до н.э.). При этом в качестве основы космографии, как всегда в делах такого рода, использовалась система координат «Вечный Зодиак». Однако, в нашем случае — с некоторыми элементами «круга земного» и со всеми четырьмя сателлитами (Рис.1). Уникальность космологии состоит в том, что космогенез начинается не «с нуля», не с Хаоса и не с тишайшего Океана, а от меридиональных сателлитов. Такой космогенез встречается впервые.

Южный сателлит системы координат «Вечный Зодиак» называется в скандинавском мифе Муспельхейм. Название переводится как «Обитель уничтожающего огня» от muspelli — «уничтожающий огонь» и heimr — «земля, мир, обитель, царство». Муспельхейм не пустой мир, — в нём обитают великаны огня. Известно имя стража Муспельхейма — великан Сурт (Surtr — «чёрный от огня»). Он страж, но не владыка Страны Огня. С космологической точки зрения великаны огня — это созвездия в пределах южного сателлита системы координат. Шесть созвездий: Возничий, Орион, Телец, Близнецы, Малый Пёс, Единорог. Страж с огненным мечём по имени Сурт — это Орион. Свойство «стража» скандинавский Сурт наследует от палеолитического стража южной переправы Солнца через небесную реку Млечный Путь. Заметим, кстати, что в библейском Рае тоже был страж.

И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. (Быт.3:22-24)

В противоположной стороне мира находится Нифльхейм — северный сателлит системы координат «Вечный Зодиак». Перевод слова Niflheimr производят от nifl — «туман, облако, туча, дым» и heimr — «земля, мир, обитель, царство». В немецкой мифологии есть термин Небелунги (Nebelungen) — «дети тумана, юноши тумана». Речь идёт об одном и том же объекте. В пределах северного сателлита известны всего три созвездия: Скорпион, Стрелец и Змееносец.

Между этими двумя мирами расположена обширная бездна Гинунгагап (Ginungagap — «широко расстилающееся пустое пространство» или «глотающая бездна»). Бездна — вся система координат, всё остальное небо.

Космогенез начинается в Нифльхейме. Там образуется источник Хвергельмир (Hvelgermir — от hverr — «одногодка» и gaim — «сильная буря, тяга»). Из этого источника излилась ядовитая жидкость (по всему — вода), и вышла она двенадцатью потоками — реками. Они называются Эливагар («Бурные вечные потоки»). У каждой реки есть название и перевод названия на русский язык.

Своль (Прохладный, Холодный), Гуннтра (Желание борьбы), Форм (Форма, фигура, изображение), Фимбуль (Большой, могущественный), Туль (Речь, тирада), Слид (Скверный, неприятный), Хрид (Шквал, непогода), Сюльг (Глоток, глотающий), Юльг (Воющий), Вид (Лес, древесина), Лейпт (Сияние, блеск, рассвет), Гьёлль (Грохот, шум, эхо).

Вода из источника Хвергельмир потекла в Бездну и застыла с ближней к Нифльхейму стороны в лёд.

В это же время в Муспельхейме разгорелось и поднялось пламя (то есть возник активный источник огня). Искры от огня тоже попали в Бездну и разогрели её, но со стороны Муспельхейма. А в середине бездны стало тепло и спокойно (Рис. 2).

Лёд, образовавшийся из вод Эливагара, превратился в тело великана Имира (Ymir — «издавать звуки, ворчать, бормотать, жаловаться»). Хримтурсы («Инеистые великаны») называли его Аургельмир (aur — земля, глина, песок, ил; gelmir — сильная буря).

Описанный процесс очень похож на эволюцию покровного оледенения на севере Евразии. Как и в основном сюжете Ригведы, — змей Вритра тоже имеет признаки покровного ледника.

Вместе с великаном Имиром возникла корова по имени Аудумла (audr — пустыня, невозделанная земля; hum — полумрак, сумерки; bla — тёмно-синий), то есть «Тёмно-синий сумрак пустоши» — имя поэтичное, но бессмысленное. Однако небесный адрес Аудумлы известен — это зодиакальная Дева (Рис. 3).

Из вымени Аудумлы потекли четыре молочных реки, которые кормили великана Имира. Но, поскольку в середине Бездны было тепло и спокойно, постольку сытый великан всё время спал и потел. В его левой подмышке от пота родились первые два великана (ётуна), а от трения между потными ногами родились ещё шесть ётунов во главе с Трудгельмиром (trud — сила, gelmir — сильная буря). В других источниках Трудгельмира называют шестиголовым сыном Аургельмира. Из тела Имира появлялись новые уродливые создания, и возникал Хаос.

Инеистые великаны первого поколения легко опознаются как аллегорические образы созвездий эпохи Палеолита. Они были важными элементами «Ледяного Космоса Палеолита». С началом Голоцена и исчезновением покровных ледников, разрушился и «Ледяной Космос Палеолита». «Неолитическая революция» в хозяйстве древних людей случилась в результате мировоззренческой революции, сотворившей «Новый Мир» на руинах «Ледяного Космоса Палеолита». Этот процесс и описывает скандинавская мифология.

В то время, когда из тела потного Имира рождались уродливые чудовища, голодная корова Аудумла начала лизать ледяные камни, которые оказались солёными. Эта соль питала корову, корова давала молоко, которым, в свою очередь, питался великан Имир. Корова лизала камни и за три дня вылизала из камней ещё одного великана. Этот великан был красив и могуч, и получил имя Бури («Рождённый»). Бури сам родил сына по имени Бор («Сын, Человек»). А уже Бор, сойдясь с великаншей Бестлой («Лучшая Кровь»), дочерью великана Болторна («Нищета шиповника»), породил трёх сыновей по имени Один (odr — «разум, мысль, дух»), Вили (vilir — «воля») и Ве (vei — «священный»). Бури, Бор и три его сына Один, Вили и Ве тоже являются образами зодиакального созвездия Дева. При этом Один, всего лишь, звезда Спика.

Три брата, сыны Бора, убили великана Имира, и из его тела создали новый Мир — Вселенную в центре Бездны Гинунгагап. В крови, вытекшей из расчленённого великана, и ставшей водами рек, озёр и морей, утонули почти все его дети — ётуны и корова-кормилица Аудумла. Это был настоящий Потоп. От Потопа в ковчеге спаслись Бергельмир (одни переводят «Ревущий как медведь», другие как «Буря из семян кустарника»), сын знакомого великана Трудгельмира, и его жена. От них произошёл новый род ётунов.

В противоположность этому, от великана, вылизанного из камней коровой Аудумлой, пошёл род богов, называемых aesir то есть асы (азы). На санскрите древние боги и поздние демоны индийских ариев называются словом asury, то есть асуры. Асы — это термин германских христиан, в германском язычестве боги называются словом ragna от regin — «владыки».

Один — князь асов. Число асов — 12 и 14 асинь — богов женского пола. По другой версии число асов 27, а число асинь — 22.

Центральную часть нового мира заняла «Ограда асов» или Асгард. Она стоит в Мидгарде («Внутреннем отгороженном пространстве» или «Срединной Земле») на поле Идавёлль («Поле для игр» или, в более строгом переводе, «Долина непрестанной деятельности»). Вокруг Мидгарда раскинулся Утгард («Внешнее пространство за оградой»). В западной части Утгарда находится Ванахейм («Владение богов ванов»), в восточной части — Ётунхейм («Владение великанов ётунов») (Рис. 4).

Ванахейм — это западный сателлит небесной системы координат «Вечный Зодиак» (созвездия Дева и Ворон), а Ётунхейм — восточный сателлит этой системы (Пегас, Водолей, Рыба). Мидгард в такой схеме — это «Круг Земной» или «золотой остров» или «Материк» — центр системы координат «Вечный Зодиак». При этом Асгард может быть только небесным пространством внутри траектории Полюса Мира (в русской языческой космографии — Омут).

Сыновья Бора создали людей. Они шли берегом моря и встретили два дерева. Дерево ясень (аск) и дерево ива (некоторые думают, что это была ольха), то есть эмбла. Из них они сделали мужчину и женщину и назвали их Аск и Эмбла. Род людей боги поместили в Мидгард. Позже боги нашли червей, которые завелись в остатках тела великана Имира. Из этих червей они создали эльфов и гномов.

Небесные звёзды боги сотворили из искр и углей Муспельхейма. Позже Один и его братья добыли в Муспельхейме огонь, и сделали из него Солнце и Луну. Но колесницами, на которых ездят светила, управляют люди — юноша Мани правит колесницей Луны, а девушка, его сестра, Суль — колесницей Солнца. Русские образы братца Месяца и сестрицы Солнышка происходят из того же же таинственного источника, что и братец Мани и сестрица Суль. Однако в классической версии скандинавского мифа Солнце и Луна создаются из глаз великана Имара. В этой версии Луна имеет женский пол, а Солнце — мужской.

Ещё позже родились дети Локи: великанша Хель, змея Ермунганд и волк Фенрир. Эта история очень важна для понимания сущности скандинавского мифа, а потому важны и подробности. Сам Локи (древнее имя Лодурр — этимология не ясна) относится к племени великанов, он сын великана Фарбаути («Грозный в напасти») и великанши Лаувей («Лиственный остров», то есть «Дерево»). Филологи не рекомендуют путать этого Локи (которого называют «асом») с правителем замка Утгард в Ётунхейме, имя которого тоже Локи, но Утгард Локи.

Когда-то давно Локи путешествовал по Ётунхейму, и в «Железном Лесу» (Ярнвид) встретил инеистую великаншу Ангрбоду («Причиняющую страдания»). По одной версии он прожил с ней три года, и она родила ему трёх великих детей (Хель, Ёрмунганд, Фенрир). По другой версии Локи съел сердце великанши, и таким способом забеременел от неё (он был андрогин или гермофрадит), и сам родил трёх названых детей. Но о Локи пока достаточно.

Один стал размножаться, и строить дом для себя и своего племени богов асов, то есть Асгард. Первоначально род Одина (дед Бури, отец Бор, братья Вили и Ве) возник в зодиакальной Деве, то есть в западном сателлите системы координат Вечный Зодиак. Теперь же эти боги переселяются в центральную, околополярную часть неба. Асами они становятся в Асгарде. А в западном сателлите, где остаётся Дева, они называются теперь ванами, а их владения — Ванахейм. Через некоторое время начинается война между асами и ванами, и ваны разрушают укрепления Асгарда. Одину приходится нанимать хримтурса для строительства нового каменного Асгарда. Вероятно, в этот момент асы выбирают новое место для своего жилища — небо над Мидгардом.

Древний мир был плоским. Теперь он приобретает объём — выстраивается вертикаль власти. В верхней части Асгард, а в нижней части, под Мидгардом — Хельхейм («Обитель умерших», «Владения Хель») (Рис. 5).

Затем между Хельхеймом и Мидгардом дети Бора разместили Свартальфхейм (подземный мир гномов — тёмных эльфов, цвергов), а между Мидгардом и Асгардом — Лайтальфхейм (небесный мир светлых эльфов).

Слово Хель переводят как «Отверстие». Так же, как индоарийское подземное место обитания людей Нарака имеет смысл — «отверстие, дыра, нора». Первоначально Хельхейм располагается в Нифльхейме. Устройство этой страны удивительно похоже на конструкции Валгаллы — «Чертога убитых». Некоторые исследователи, почему то, думают, что Вальгалла находится в Асгарде — мнение, достойное внимания. Доступ в Валгаллу преграждает река Тунд («Вздувшаяся»), а за ней закрытые ворота — Вальгринд («Врата Павших»). Половина эйнхериев (войны, павшие в бою) обитают в Валгалле у Одина, а другая их половина в Вингольф («Обитель Блаженства») в святилище богинь, или же, по более известной версии, у богини Фрейи в стране Фолькванг («Поле Боя») в её палатах Сессрумнир («Многоместные»).

А вот как старые тексты описывают дорогу в Хельхейм. Туда восьминогий конь Одина (тоже сын Локи) по имени Слейпнир («Скользящий») скачет 9 суток (предполагается, что дорога идёт через пещеры мира карликов Свартальфхейма). Вход в мир богини Хелль начинается с «пещеры Гнипа» (Гнипахеллир), покрытой кровью изнутри. В пещере прикован пёс Гарм («Жадный»). После пещеры — река Гьёлль («Ужасная») — граница между миром живых и миром мёртвых. Тонкий золотой мост через реку Гьёлль охраняет дева великанша Модгуд, хозяйка пса Гарма. А дальше — решетчатые ворота Хелль. За воротами чертог богини Хелль с названием «Мокрая изморось». Хель находится под Нифльхеймом к северу от моста. Известен и другой вариант чудовищной географии: возможно, что именно на севере находится «Берег Мёртвых» (Настрёнд), возможно это берег реки Слид («Свирепая»), у которой вместо воды кинжалы и мечи. На «Берегу Мёртвых» есть чертог, свитый из живых змей. Он ждёт клятвопреступников.

Мировое Дерево, как космическая вертикаль скандинавской мифологии (Лерад или Ясень Иггдрасиль) наследуется от палеолита, то есть от древнего образа Млечного Пути. Мировоззренческая революция эпохи Веги (14 тыс. лет назад) изменила представление о Мировом Дереве. От Млечного Пути образ перешёл на Меридиан Вечного Зодиака, то есть на ось солнцестояний этой системы координат. Позже роль Мирового Дерева перешла также к каждой полуоси креста сезонов, или, даже, на каждую из точек сезонов. К ним прибавились точки полюсов в центральной части неба. Полюс Мира стал «древом познания добра и зла», а полюс эклиптике «древом жизни». С тех пор таких деревьев стало шесть. Четыре дерева — по числу полуосей креста сезонов — образы полуосей и сезонов года. Летняя полуось той эпохи стала прообразом скандинавского ясеня (тиса) Иггдрасиль. На его вершине сидит Орёл (созвездие Орёл), его корень грызёт дракон Нидхёгг («Грызущий снизу») — созвездие полярный Дракон, а по стволу, от Орла к Дракону бегает белка Рататоск («Грызозуб») — созвездие Лира с Вегой. Источник Хвергельмир («Кипящий котёл»), в котором живёт Нидхёгг, это небесное пространство внутри траектории Полюса Мира (русский Омут). Из него вытекают реки Эливагар и другие реки небесной страны (Ивинг, Тунд, Гьёлль, Слид). В Хвергельмир падает влага с рогов оленя Эйктюрнира, стоящего на Вальгалле. Север и центр космоса традиционно меняются местами не только в индийской мифологии. Тоже происходит и в германском мифе.

В скандинавских сагах остались сведения и о других объектах такого рода, остатках древней плоской Вселенной. На востоке есть пограничная река между миром асов и миром ётунов (Асгардом и Ётунхеймом). Она называется река Ивинг. Ётунхеймом правит король Трим, там есть Железный Лес и Каменные Горы. Основное поселение называется чертог Утгард, хозяин которого известен как Утгард Локи. Есть там ещё два чертога: Гастропнир — дом Менглад, и Тримхейм — дом Тьяцци. На горе Окольнир («Не холодной») стоит чертог Бримир. Там брагу пьют ётуны — великаны.

Как ни удивительно, но и на юге, где должен быть невыносимо жаркий Муспельхейм, находится самое лучшее место того мира — чертог Гимле, в котором обитают души праведников. Считается, что Гимле это другое название палаты Одина Валаскъяльв («Защита от огня»). Гимле лучше, чем Валгалла. Это замечательное место останется неизменным даже в Рагнарёк («Судьба владык», то есть гибель владык), когда будет разрушен весь мир. В том мире есть ещё одно хорошее место с названием чертог Синдри. Этот чертог расположен в горах Ущербной Луны и сделан из красного золота. Он тоже предназначен для праведников.

Перед Муспельхеймом, как и в Ётунхейме, тоже растёт «Тёмный Лес» Мюрквид. Через него к мосту Бильрёст («Трясущаяся дорога», то есть «Радуга») и на поле Вигрид для участия в последней битве проскачут всадники Муспельхейма. Толкование Бильрёста как радуги — явление позднее. Первоначально космический мост был образом Млечного Пути. Это естественная небесная дорога соединяет южный сателлит Муспельхейм с внутренним небом — Мидгардом и Асгардом. В этом случае небесные реки Ивинг, Тунд, Гьёлль и Слид это разные названия фрагментов Пояса Зодиака (или даже самой эклиптики), проходящих через сателлиты.

Удаление области внутри траектории Полюса Мира из основной плоскости системы координат есть неизбежное следствие «великого раскола» в космологии эпохи раннего металла. Космологи — драконоборцы изолируют чету небесных Драконов, которые обитают внутри траектории Полюса Мира. Полярные Драконы ссылаются под землю. Их место занимают победители. У индийских ариев драконоборец Индра выстраивает столицу Амаравати на вершине Меру — в полюсе эклиптики, в центре системы координат. Индра убивает дракона Вритру, освобождает течения вод и все ценности арийских народов. Из живота Вритры вырывается Солнце и Луна. Но Вритра это не только змей, но и, несомненно, ледник, перекрывающий сток евразийских рек на север. Так же, как великан Имир, возникший в бездне Гинунгагап изо льда, в который застыли воды Хвергельмира. Из ледника создан новый мир Плейстоцена в Северной Евразии.

Солнцепоклонники тоже акцентируют положение своих великих покровителей в полярной части неба. Но есть ещё и проекции карты звёздного неба на землю, выполненные в геодезическом масштабе и с геодезической точностью. В каждой из систем есть свои проекции четы полярных Драконов. В больших астрономо-геодезических наземных системах небесные Драконы подвергаются магической атаке драконоборцев. Эти акции вынуждают солнцепоклонников проводить магические действия иного рода — осуществлять обряд проводов покойника, и спасать земные проекции Драконов, эвакуируя их на небо. Так образуется космологическая вертикаль. Время этой мировоззренческой революции — сближение Полюса Мира с сердцем Дракона, звездой Тубан, эпоха средней бронзы, эпоха Аркаима (28 век до н.э.) .

В устройстве скандинавского космоса есть более древние черты — детали «Ледяного Космоса Палеолита». В частности очень древний персонаж — страж Муспельхейма Сурт. Это созвездие Орион, как древнейший страж южной переправы через Млечный Путь. Он страж на мужской, солнечной стороне. В русском мифе эту роль выполняет бог Велес. Он живёт на берегу речки Смородинки (Млечный Путь) вместе с женой Бабой Ягой (Большой Пёс с Сириусом), и сторожит переправу между Явью и Навью. Но этот же Сурт изумительно похож на русского пекельного бога Пекленца или Ния. Это заимствование из германской мифологии произошло, скорее всего, при длительном сосуществовании западных славян с германцами. В русский космос эти германские образы попадают через посредничество западных славян.

Женский страж на северной переправе через Млечный Путь назван в скандинавском мифе великаншей Модгуд, которая хозяйка пса Гарма. Германский пёс Гарм считается аналогом греческого адского пса Кербера. А это, несомненно, зодиакальный Скорпион. Великанша Модгут в таком случае может быть только Змееносцем.

Однако и сама чудовищная и ужасная хозяйка царства мёртвых по имени Хель, тоже, без сомнения, является ролью созвездия Змееносец. Её сестра (или брат?) змея Ёрмунганд («Великанский посох») это астеризм Змея, та, что в руках Змееносца. Да и скандинавское название змеи отражает её происхождение. Отсюда следует, что и волк Фенрир («Житель Болота»), как двойник пса Гарма, может быть только зодиакальным Скорпионом. К этому же ряду следует отнести собаку Баскервилей Артура Конан Дойла. А где же их мать — великанша Ангрбода? Решение здесь одно: Ангрбода это созвездие Геркулес. Ибо Локи — это Полюс Мира.

Не исключено, что в сюжете о детях Локи объединены два эпизода древней космологии. Первый эпизод — сближение Полюса Мира с Геркулесом на протяжении 2000 лет (пока Полюс двигался в знаке Скорпион) и рождение трёх детей — созвездий (Змееносец, Змея, Скорпион), находящихся в знаке Скорпион. Финал истории — 10800 лет назад. Магическое число!

Второй эпизод — соединение Полюса Мира с тремя звездочками τ,υ и φ Геркулеса. Середина знака Весы — эпоха около 9720 лет назад. Эти три звёздочки оставили заметный след в космологии — они создали сюжет сказки АС Пушкина «О попе и работнике его Балде», а также космологию Чатал — Хуюка, открытую, но не опознанную Мелоартом. Звёздочки можно условно назвать астеризмом «три щелчка». Сложением двух эпизодов можно объяснить удвоение небесных волков (пёс Гарм и волк Фенрир).

МЛАДШАЯ ЭДДА

Прямое и ясное свидетельство о Аркаиме, Синташте и всей древней уральской Стране Городов сохранилось в германской мифологии. На Южном Урале был не только германский Асгард, но и его части, которые наиболее интересны любознательному читателю. Это утверждение неочевидно и даже неожиданно. Теперь, после открытия Аркаима, у некоторых учёных складывается мнение, что Южный Урал — родина арийских народов — древних иранцев и индийцев. Немецкие претензии на арийское наследие называются «фашистской человеконенавистнической идеологией», мрачным мракобесием и прошлым, о котором непристойно вспоминать. «Истинные арийцы» проиграли вторую мировую войну. Однако не следует вместе с помоями выплескивать и ребенка.

Никто не может в такой короткой обзорной работе охватить все германские мифы и их варианты. Не сможем и мы. Да и не нужно! Достаточно выбрать лишь самые важные и ясные эпизоды. Выбираем.

Общая схема древнегерманского мифологического Космоса показана на трёх рисунках. Рис 6. Простой плоский вариант германского космоса. (Иллюстрация Олаф Багге Олафсен, 1847 г). На Рис.7. показано более позднее и более сложное представление древних германцев об устройстве мира. Цифрами обозначены следующие детали:

1.Иггдрасиль, мировое древо.2. Небесный свод.3. Земная твердь.4. Хель, подземный мир.5. Мудрый орел на вершине Иггдрасиля.6. Олени на ветвях Иггдрасиля, щиплющие его листву.7. Волки Сколл и Хати, преследующие Солнце и Месяц.8. Асгард, жилище богов.9. Небесный корень Иггдарсиля.10. Небесный родник Урд под небесным корнем Иггдрасиля.11.Цверги, держащие небесный свод.12. Мидгард, жилище людей.13. Земной корень Иггдрасиля.14. Радужный мост Биврест, соединяющий Асгард с Мидгардом.15. Океан, омывающий Мидгард.16. Змей Ермунганд, обитающий в океане и грызущий свой хвост.17. Муспелльсхейм, страна огня.18. Нифльхейм, страна холода и мрака.19. Подземный корень Иггдрасиля.20. Дракон Нидхегг, грызущий подземный корень Иггдрасиля.21. Хвергельмир, родник под подземным коренм Иггдрасиля.22. Двенадцать подземных рек (Эливагар), вытекающих из Хвергельмира и выходящих на поверхность Земли в Нифльхейме.23. Злой Локи, привязанный кишками своего сына Нари к трем камням.24. Ядовитая змея, чей яд капает на лицо Локи, от чего он содрогается, вызывая землетрясение.25. Волк Фенрир, сын Локи закованный цепью Глейпнир; в его разверстую пасть вставлен меч.

Наконец, на Рис.8. показан самый сложный вариант схемы устройства мира древних германцев.

Даже на этой, общепризнанной гуманитарной модели, Асгард изображен в заоблачной части мира над Мидгардом, в небесных корнях Мирового Дерева Иггдрасиль, то есть над поверхностью земли, на которой живут люди. Однако анализ известных текстов обнаруживает иную картину — асы, как и люди, тоже живут на поверхности земли. Значит реальный исторический Асгард нужно искать в географии. В древней географии.

Теперь это сделать намного легче, чем раньше, до открытия Аркаима. Стало известно о существовании огромных проекций карты звездного неба на землю. Сейчас речь идёт о проекции карты северного небесного полушария на территорию Урала, названной Уральской астрономо-геодезической системой с центром О1. Известно также, что люди знали об этом, и использовали гигантские проекции для организации и планирования своей жизни в пространстве и во времени.

Самым известным и знаменитым источником о жизни германских богов и устройстве их мира следует считать два памятника старой исландской филологии: Младшую Эдду и Старшую Эдду. Обе они найдены в Исландии. Исландцы и датчане — народы германской языковой семьи. Северные германцы.

Обоим литературным памятникам посвящены тысячи книг и статей — целые библиотеки исследовательских работ. Однако никому из армии талантливых людей не удалось добраться до сути — никто не нашел Асгарда, никто из благодарных потомков не был на руинах Вальгаллы и не поклонился останкам Бильскирнира. Никто не выпил доброго немецкого пива на могилах легендарных предков. Германские мифы не являются исключением из общего правила — современное образованное и культурное человечество считает священные предания своих древних предков вымыслом и сказками.

Сначала «Младшая Эдда». Это произведение имеет автора — исландского историка Снорри Стурлусона (родился в 1178 году, умер в 1241 году). В год его смерти, согласно классической хронологии, хан Батый взял город Киев, а Александр Невский бился с крестоносцами на льду Чудского озера. Специалисты считают, что книга Стурлусона содержит обзор языческой мифологии.

Для пробы хорошо бы рассмотреть небольшой фрагмент этого знаменитого текста:

Как же была устроена Земля? Тогда ответил Высокий:
«Она снаружи округлая, а кругом ее лежит глубокий Океан. По берегам Океана они отвели земли Великанам — а весь мир в глубине суши оградили стеной для защиты от Великанов. для этой стены они взяли веки великана Имира и назвали крепость Мидгард. Они взяли мозг его и, бросив в воздух, сделали облака.
Шли сыновья Бора берегом моря и увидели два дерева. Взяли они те деревья и сделали из них людей. <...> Мужчину нарекли Ясенем, а женщину — Ивой. И от них-то и пошел род людской, поселенный богами в стенах Мидгарда. Вслед за тем они построили себе град в середине Мира и назвали его Асгард, а мы называем его Троя.
Вблизи середины Земли был построен град, снискавший величайшую славу. Он назывался тогда Троя, а теперь страна Турков. Этот град был много больше, чем другие, и построен со всем искусством и пышностью, которые были тогда доступны. Были там двенадцать государств, и был один верховный правитель. В каждое государство входило немало обширных земель. В городе было двенадцать правителей. Эти правители всеми присущими людям качествами превосходили других людей, когда-либо живущих на земле.
Потом по пророчеству они пошли на север в страну Саксов.
Есть в Асгарде место Хлидскьяльв. Когда Один восседал там на престоле, видел он все миры и все дела людские, и была ему ведома суть всего видимого.
Имя жены его Фригг, дочь Фьёрвина, и от них родились все те, кого мы зовем родом асов и кто населяет древний Асгард и соседние страны. Все они божественного происхождения. И должно величать Одина всеотцом. И земля ему была дочерью и женою. От нее родился его старший сын, это Аса-Тор.» <...>
Что предпринял Всеотец, когда строился Асгард? Высокий ответил: «Сначала он собрал правителей мира, чтобы решить с ними судьбу людей и рассудить, как построить город. Первым их делом было воздвигнуть святилище с двенадцатью тронами и престол для Всеотца. Нет на Земле места, лучше построенного. Все там внутри и снаружи как из чистого золота. Люди называют тот дом чертогом радости.
Сделали они и другие чертоги. Это святилище богинь, столь же прекрасное, люди называют его Вингольв. Следом построили они дом, в котором поставили кузнечный горн, а в придачу сделали молот, щипцы, наковальню и остальные орудия. Тогда они начали делать вещи из руды, из камня и из дерева. И так много ковали они той руды, что зовется золотом, что вся утварь и все убранства были у них золотые, и назывался тот век золотым, пока он не был испорчен женами, явившимися из Етунхейма.»

Текст невероятно интересен, но нуждается в пояснениях. Приведем минимально необходимый словарь:

1. «Они» — три брата — бога. Один, Вили и Be. Вот рассказ того же Высокого о их происхождении:

Как растаял иней, тотчас возникла из него корова по имени Аудумла, и текли из ее вымени четыре молочные реки, и кормила она Имира.

Она лизала соленые камни, покрытые инеем, и к исходу первого дня, когда она лизала эти камни, в камне выросли человечьи волосы, на второй день — голова, на третий день возник весь Человек. Его прозвали Бури [«Родитель»]. Он был хорош собой, высок и могуч. У него родился сын по имени Бор [«Рожденный»]. Он взял жену Бестлу, дочь Бельторна-великана, и она родила ему трех сыновей: одного звали Один [«Бешеный», «Дух», «Поэзия»], другого Вили [«Воля»], а третьего Be [«Жрец»].

2. «Великан Имир». Вновь текст «Младшей Эдды»:

И сказал Равновысокий: «Мировая Бездна на Севере вся заполнилась тяжестью льда и инея, южнее царили дожди и ветры, самая же конечная часть Мировой Бездны была свободна от них, ибо туда залетали искры из Муспельхейма [„страна Огня“]».

Тогда сказал Третий:

«И если из Нифльхейма [„Темный Мир“] шел холод и северная непогода, то в Муспельхейме всегда царили тепло и свет. И Мировая Бездна была там тиха, словно воздух в безветренный день Когда же повстречались иней и теплый воздух так что тот иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ Человека, и был тот человек Имир, а инеистые великаны [Хримтурсы — Великаны Инея] зовут его Аургельмир. От него-то и пошло все племя инеистых великанов».

«Сыновья Бора убили великана Имира. А когда он пал мертвым, вытекло из его ран столько крови, что в ней утонули все инеистые великаны. Лишь один укрылся со всею своею семьей. Великаны назвали его Берельмиром [„Ревущий как медведь“]. Он сел со своими женой и детьми в ковчег и так спасся. От него-то и пошли новые племена инеистых великанов».

Братья [Один, Вили и Be] взяли Имира, бросили в самую глубь Мировой Бездны и сделали из него Землю, а из крови его море и все воды.

Потом они взяли сверкающие искры, что летали кругом, вырвавшись из Муспельхейма и прекрепили их в середине Неба Мировой Бездны, дабы они освещали Небо и Землю. Они дали место всякой искорке; одни укрепили на Небе, другие же пустили летать в поднебесье, но и этим назначили свое место и уготовили путь. И говорят в старинных преданиях, что с той поры и ведется счет дням и годам.

3. Мидгард. Буквально «средняя ограда», «среднее огороженное пространство», «мир, обитаемый людьми».

4. Асгард, а мы называем его Троя. В тексте Эдды есть еще одно пояснение:

С севера на восток и до самого юга тянется часть, называемая Азия. В этой части мира все красиво и пышно, там владения земных плодов, золото и драгоценные камни.

Там находится и Середина Земли. И потому, что сама Земля там во всем прекраснее и лучше. Люди, ее населяющие, тоже выделяются всеми дарованиями: мудростью и силою, красотою и всевозможными знаниями.

5. Хлидскьяльв — то ли утес, то ли сторожевая башня. Престол в Вальгалле, на котором могут сидеть только Один и Фригг.

6. Фригг — [«Любимая дочь»].

7. Аса-Тор — [«Гром асов»].

8. «Мужчину нарекли ясенем». В подлиннике — «Аск». «Ясень» — перевод.

9. «Ива» — в подлиннике «Эмбла», Аск и Эмбла — первые люди на Земле.

10.Жены, явившиеся из «Ётунхейма» [«Страны Великанов»]. Речь идет о причине войны между асами и ванами. Ванами называют другой народ богов — богов плодородия, а иных богов — асами. Боги вообще — тоже асы. Известно еще одно простое толкование: асы — боги, животноводы, а ваны — боги земледельцы. Но оно справедливо лишь отчасти, поскольку ясных признаков земледелия у ваноов почти нет.

Ваны (Ньерд, Фрейр и Фрейя) послали асам Гулльвейг (буквально — «сила золота») — женщину, воплощающую жадность к золоту. Один пытался ее уничтожить, но всякий раз она снова рождалась и под именем Хейд творила еще худшее. Тогда Один начал войну с ванами, метнув по обычаю, как вождь, копье первым. Асы потерпели поражение и заключили мир, обменявшись заложниками. К ванам ушли Хенир и Мимир, а к асам переселились Ньерд и Фрейр.

Мимир — брат Бестлы, матери Одина, т. е. его дядя. Мимир был убит ванами — они отрубили ему голову, и послали назад к асам. Один сохранил голову при помощи колдовства, и она открывала ему тайны.

Фрагменты текста Снорри Стурлусона столь ясны и точны, что, кажется, будто комментарии здесь излишни. Однако есть сложные моменты, которые нужно обязательно пояснить.

Теперь Троя. Кажется очевидным, что в Эдде описана гомеровская Троя, которую нашел известный авантюрист Шлиман под холмом Гиссарлык на азиатском берегу Дарданелл в нынешней Турции. Во время Стурлусона туркменские племена уже захватили Малую Азию, но привычного названия «турки» к ним еще не употреблялось, во всяком случае, оно еще не было общепринятым. Больше смущает другое — знакомство исландского историка с Гомером, точнее — с его поэмами. Известно, что классическая греческая литература была в полном забвении во времена «мрачного средневековья» (XIII век!) в Западной Европе, вплоть до эпохи Возрождения.

Серьёзные проблемы у турецкой Трои возникают с фразой: «С севера на восток и до самого юга тянется часть, называемая Азией <...> Там находится и Середина Земли». Здесь речь явно идет о материке Азия в современном понимании, а вовсе не о Малой Азии. Но где же тогда искать «Середину Земли»?

У древних греков она была в Дельфах и отмечалась камнем «омфалом». Этот камень, по преданию, бог Кронос проглотил вместо младенца Зевса. Его же называли также «Пупом Земли».

Великий греческий географ Эратосфен помещал Середину Земли на острове Родос, но новшество не прижилось. В Малой Азии, в окрестностях шлимановской Трои, «Пупы Земли» неизвестны.

Нужно отнестись к этой забавной теме серьезно, и попробовать отыскать настоящий «Пуп Земли» в середине Большой Азии. Придётся воспользоваться понятием Круг Земной, представление о котором возникло из анализа космологической архитектуры и исторической геодезии. Легко вспомнить, что его главная часть представляет собой кольцо с радиусами 50° и 54°. В архитектуре ему соответствует кольцо с радиусами 50 ар° и 54 ар°, а в геодезии — полоса (тоже кольцо) между параллелями 50° и 54°. Середина полосы — 52°. Речь идёт о северном полушарии планеты (южное полушарие не исследуется).

Геодезический анализ открыл точное соответствие современной и древней градусной сетки и шаг по долготе в 30°, который следует называть знаком. Полный Круг Земной, как и небесный Зодиак, делится на 12 знаков. Такая же структура обнаружена и в анатомическом каноне. Начало Вечного Зодиака неба находится в 0° Стрельца, а начало анатомического Зодиака зависит от пола, но в обоих случаях отсчитывается от кончиков пальцев: у женщины — богини от 0° Водолея, а у мужчины — бога — от 0° Рыб. Пупки обеих фигур имеют один зодиакальный адрес: 0° Девы или 30° Льва. Остается установить положение начала и направление отсчета в земном Зодиаке. Границы знаков уже известны: от уральского 60° в. д. по 30° в обе стороны. Гадать и придумывать здесь нельзя — предмет весьма серьезный. Воспользуемся древними географическими сведениями. В частности, картой знаменитого европейского картографа Герхарда Меркатора. В 1569 году увидел свет его Атлас.

В те времена, времена Ивана Грозного, картография еще не опиралась на современную астрономо-геодезическую технологию. Основателем ее по праву считается картограф французского короля Гийом Делиль, а первый Атлас России был составлен Кирилловым Иваном Кирилловичем при участии Жозе-Николя Делиля — младшего брата Гийома. Действие происходило в первой половине XVIII века.

Среди карт Атласа Меркатора есть знаменитая карта Гипербореи. Обратим внимание на градусную сетку этой загадочной карты.

На карте изображена северная полярная область Земли. Меридианы и параллели проведены через 10° и отмечены цифрами. На Рис. 9, 10 приведены две различных копии «Карты северной полярной области из Атласа Герхарда Меркатора» (1569 г.).

Ценность представляет как раз чёрно-белая копия. На ней, на параллели 70°с. ш. нанесена градусная разметка долгот в виде кольцевой рейки. Отсчет градусов долготы производится от нижнего меридиана против часовой стрелки. Градусная разметка широт выполнена на меридиане 270° (а не на 0°, как следовало бы ожидать) в виде полосатой рейки.

В правом нижнем квадранте весьма реалистично изображено северное побережье Скандинавии. А на меридиане 90° и параллели 71°с. ш. нарисован небольшой остров, рядом с которым поставлена надпись на латинском языке Vaigats. Несомненно, это остров Вайгач в Карском море. Точность его координат удивительна — кто мог выполнить необходимые астрономо-геодезические измерения в те времена?

Для дела важно то, что 90° долготы Атласа Меркатора есть 60° в. д. современных карт, или Уральский меридиан. Отсюда неизбежно следует заключить, что начало отсчета (нулевой меридиан) карты Меркатора соответствует началу Вечного Зодиака, а меридиан 270° (с градусной рейкой) — началу анатомического Зодиака. Такая реконструкция строго соответствует системе координат Аркаима. Следствием ее будет утверждение, что Уральский меридиан (60° современной градусной сетки) отмечает середину канонической фигуры, или «Пуп Земли». Наконец, окончательно координаты «Пупа Земли» — 52° с. ш. и 60° в. д. Эта точка находится на самом южном участке границы Челябинской и Оренбургской областей с Казахстаном, недалеко от посёлка Синий Шихан, на середине южной стороны геодезического полуквадрата системы 01, в 65 км от центра.

Великий картограф сам не проводил геодезических работ на планете — тогда это было невозможно. Он кропотливо собирал и скрупулезно обрабатывал различные картографические материалы и географические сведения. Судя по всему, достались ему и карты полярной зоны.

Содержание карты удивительно. В Ледовитом океане изображены четыре обитаемых материка, расположенные вокруг Полярного моря, из которого вытекают четыре реки. Сейчас там нет ничего подобного. Однако карта не обманывает. На ней изображена ситуация конца Плейстоцена: времени распада ледниковых щитов и подъема уровня океана.

События происходят примерно 15 тысяч лет назад. Историки называют это время Палеолитом. Кто в те времена мог составить точную и подробную карту полярных областей? Да и зачем?

Нормальные люди должны понимать, что Арктика не может быть обитаема ни сейчас, ни, тем более, во время оледенений. Тем не менее, Меркатор сделал на карте подписи, из которых следует, что на материках живут и процветают пигмеи. Наконец, третий вопрос, — каким образом карта, составленная 15 тысяч лет назад, сохранилась и попала к Герхарду Меркатору?

Сейчас не следует зря тратить время и отвечать на такие простые вопросы. Нужно продолжать поиски Асгарда. Выяснив положение «Пупа Земли», уже можно напомнить, что существует давняя традиция называть Уральскую горную страну Каменным Поясом, или просто Поясом.

Мансийское предание объясняет это обстоятельство таким образом. В древние времена Творения Мира, когда еще не было людей, Земля не была надежной твердью, а «вся качается, на месте не стоит». Боги беспокоились о том, как будут будущие люди держаться на ногах. По их просьбе верховный небесный бог Нум-Торум «спустил на Землю свой пояс, украшенный тяжелыми пуговицами. Земля глубоко осела в воду и стала неподвижной. На том месте, где лег пояс, теперь Уральский хребет. Это самая середина Земли».

Таким образом, у исследователей есть резон искать Асгард и на Южном Урале. Было бы слишком легкомысленно отмахнуться от сведений, в которых Асгард называется Троей. Возможно, что это — поздняя вставка, как и упоминание «земли турков». Однако есть основания считать, что истинная Троя находилась вовсе не в Малой Азии. В мифологии было несколько Трой, одна из которых, судя по всему, — на Южном Урале. К тому же в древности словом «Троя» обозначали необычные сооружения, более известные как «лабиринты». Они имеют круговую планировку и сейчас известны в основном как лабиринты на берегу Белого моря (их датируют I тыс. до н. э.). Такие же лабиринты известны в Италии и Греции, Англии и Франции, на побережье Балтийского и Белого морей, в Дагестане, в Индии и Америке. Об этом важном предмете еще придётся говорить в недалеком будущем. Сейчас же пора вернуться к тексту «Младшей Эдды».

Идея автора проста: Асгард и есть Страна Городов. Однако силу аргументов могут иметь совпадения деталей.

Деталь первая: Мидгард.

По берегам океана они отвели земли Великанам, а весь мир в глубине суши оградили стеной для защиты от Великанов. Для этой стены они взяли веки великана Имира и назвали крепость Мидгард.

Стена из век Имира построена богами, а потому принципиально отличается от архитектурных объектов, сооружаемых людьми. Автор предполагает, что прообразом ее служила окружность радиуса 1052 км с центром в 01 — самая большая из найденных эклиптик. Если глаза бога Имира — это Солнце и Луна, то веки бога это эклиптика или, в общем виде, границы Пояса Зодиака. Вспомним мансийскую географическую легенду о Сосьвинском Ялпинг-Нёре и ненецких богатырях-великанах (Быструшкин К.К. Феномен Аркаима). События происходят у астрономо-геодезической стены Мидгарда и точно соответствуют германским сведениям о инеистых великанах или Хримтурсах.

Деталь вторая: Асгард.

Вслед за тем они построили себе град в Середине Мира и назвали его Асгард. Этот град был много больше, чем другие, и построен со всем искусством и пышностью, которые были тогда доступны. Было там двенадцать государств, и был один верховный правитель. В каждое государство входило немало обширных земель. В городе было двенадцать правителей. Эти правители всеми присущими людям качествами превосходили других людей, когда-либо живущих на Земле.

Двенадцать государств Асгарда, в каждый из которых входит немало земель, могут соответствовать только системе «городов» на Южном Урале с центром О1. Таких «городов» как раз двенадцать. Северная группа городов (система 02), вероятно, принадлежала тем, кого Эдда называет ванами. Замечательная особенность текста в том, что он фиксирует тонкую разницу между делами богов и делами людей. Асгард строили и те и другие. Удел богов — геодезия, астрометрия и геометрия, а дело людей — архитектура.

Сначала он собрал правителей Мира, чтобы решить с ними судьбу людей и рассудить, как построить город. Первым их делом было воздвигнуть святилище с двенадцатью тронами и престолом для Всеотца. Нет на Земле места больше и лучше построенного. Все там внутри и снаружи как из чистого золота. Люди называют тот дом чертогом Радости. Сделали они и другой чертог. Это святилище богинь, столь же прекрасное, люди называют его Вингольв.

Следом построили они дом, в котором поставили кузнечный горн, а в придачу сделали молот, щипцы, наковальню и остальные орудия. Тогда они начали делать вещи из руды, из камня и из дерева.

Чертоги, точное число которых не указано, оказываются сооружениями, построенными людьми, а потому именно они есть «города» Страны Городов.

Деталь третья. Чертог Радости.

Другое название этого объекта Валгалла [«Дом мертвых»], или даже «Дом бессмертия». Очень важно найти ставку верховного бога германского пантеона, князя асов — Одина. Практически есть только одно предложение: Валгалла есть Синташта.

Ставка Одина имеет сложное устройство. Из текста «Младшей Эдды» можно понять, что кроме святилища с двенадцатью тронами и престолом для Всеотца есть еще святилище богинь — Вингольв, металлургический дом, и особое место — Хлидскьяльв [«сторожевая башня»]. Возможно, эта «башня» совмещена с престолом Всеотца, ибо когда Один восседал там, то видел он все миры и все дела людские, и была ему ведома суть всего видимого.

Синташтинский комплекс содержит две больших части: городище «Синташта» (соответствует внешнему кругу Аркаима) и Большой Синташтинский Курган (соответствует внутреннему кругу). Суммируя все известное о кругах, можно сказать, что внутренний Круг Земной имеет мужскую и солнечную ипостаси, а внешний Небесный Круг — женскую и лунную. Учитывая это, можно предположить, что Большой Синташтинский курган был святилищем Всеотца, а городище «Синташта» — святилищем богинь — Вингольв.

Металлургией и кузнечным делом занимались в городище, но должен быть и отдельный кузнечный дом.

Другие, и не менее интересные, подробности об Асгарде, а значит, и о Стране Городов, автор находит в Старшей Эдде — самой знаменитой рукописи в европейской литературе.

РЕЧИ ГРИМНИРА

В отличие от «Младшей Эдды», для которой известны автор и возраст, «Старшая Эдда» — анонимная рукопись, найденная в 1643 году епископом Бриньольвом Свейнссоном в Исландии. Судьба этого пергаментного кодекса, до находки ее епископом, неизвестна. Исследователи установили, что она написана в Исландии во второй половине XIII века, скорее — переписана в Исландии с более древнего источника, о котором неизвестно уже ничего. Тут было бы уместно вспомнить, что «Младшая Эдда» написана в том же XIII веке и в той же Исландии.

Весьма любопытна форма рукописи. Кодекс состоит из 45 листов (5 тетрадей по 8 листов и 1 тетрадь из 5 листов). Между 4 и 5 тетрадями лакуна (пустое место) — там не хватает целой тетради из 8 листов. Сумма листов 45 + 8 = 53. Если к ним добавить еще один — титульный, то получится 54 листа. Такое важное количество листов, свидетельствующее о знакомстве создателей кодекса с «магическими числами» и космологической алгеброй, конечно, еще не факт, но весьма важное обстоятельство.

К делу имеет отношение песнь № 4 из списка песен о богах под названием «Речи Гримнира». В поэтической части песни насчитывается ровно 54 строки. В тексте перечислены имена бога Одина. Их тоже 54. Там же есть описание Вальгаллы с 540 дверьми и описание чертога Бильскирнира с 540 палатами. А это уже несомненные факты и неопровержимые свидетельства причастности к исследуемому нами предмету.

Текст «Речей Гримнира» состоит из прозаического предисловия и послесловия и поэтической основной части. В ней особое внимание привлекают 12 строк с описанием Асгарда. Текст настолько важен, что имеет смысл привести здесь его перевод полностью.

4. Священную землю вижу лежащей близ асов и альвов; а в Трудхейме будет Тор обитать до кончины богов.
5. Идалир — имя месту, где Улль палаты построил; Некогда Альвхейм был Фрейром получен от богов на зубок.
6. Третий есть двор, серебром он украшен богами благими; Валаскьяльв двор тот, он асом воздвигнут в древнее время.
7. Четвертый-то Сёкквабекк, плещут над ним холодные волны; там Один и Сага пьют каждый день из чаш златокованных.
8. Гладсхейм-то пятый, там золотом пышно Вальгалла блещет; там Хрофт собирает воинов храбрых, убитых в бою.
9. Легко отгадать, где Одина дом, посмотрев на палаты; стропилы там копья, а кровля — щиты и доспехи на скамьях.
10. Легко отгадать, где Одина дом, посмотрев на палаты: волк там на запад от двери висит, парит орел сверху.
11. Трюмхейм — шестой, где некогда Тьяци турс обитал; там Скади жилище, светлой богини, в доме отцовом.
12. Седьмой — это Брейдаблик, Бальдр там себе построил палаты; На этой земле злодейств никаких не бывало от века.
13. Восьмой-то Химинбьёрг, Хеймдалль, как слышно, там правит в палате; там страж богов сладостный мед в довольстве вкушает.
14. Фолькванг — девятый, там Фрейя решает, где сядут герои; поровну воинов, в битвах погибших, с Одином делит.
15. Глитнир столбами из золота убран, покрыт серебром; Форсети там живет много дней и ладит дела.
16. И Наотун тоже — Ньёрд себе там построил палаты; людей повелитель, лишенный пороков, владеет святилищем.
17. Видара край покрыли кусты и высокие травы; там на коне герой обещает отмстить за отца.

Для полноты картины нужно добавить еще три строки с важным содержанием:

22. Вальгринд — ворота, стоящие в поле у входа в святилище; неведомы людям древних ворот замки и запоры.
24. Пять сотен палат и сорок еще Бильскирнир вмещает; из всех чертогов владеет мой сын самым просторным.
23. Пять сотен дверей и сорок еще в Вальгалле, верно; восемьсот воинов выйдут из каждой для схватки с Волком.

Чтобы вполне понять такой сложный и незнакомый текст, требуются обширные комментарии специалистов, превосходящие по объему не только песню № 4, но и всю эту книгу. Придётся рассматривать лишь малую часть деталей, имеющих непосредственное отношение к Стране Городов.

Содержание строк любопытно: в них можно увидеть некоторую общую схему, полно представленною в строке № 8. Большой географический объект (Гладсхейм — «жилище радости») равнозначен государству «Младшей Эдды»; малый географический объект — святилище — эквивалентен дому или чертогу «Младшей Эдды». В конкретном случае он назван Вальгаллой («Дом мертвых»). В тексте фигурирует бог — владелец государства и столицы — дворца.

Среди двенадцати «городов-государств» Асгарда выделяются два: ставка Одина и ставка его старшего сына Аса-Тора. Они выделены числом 540.

Относительно этих двух богов нужно пояснить. Астрономический адрес Одина — зодиакальная Дева. Однако древнее место (ставка) верховного мужского небесного бога — Квадрат Пегаса. В то время как ставка верховной богини — Дева. В скандинавском мифе Один, рождённый Девой и в Деве занимает центр неба, то есть Асгард и, одновременно, Квадрат Пегаса (Вальгалла). Вот почему трудно идентифицировать эти объекты и персонажи. Но противоречия здесь кажущиеся.

Великий Аса-Тор есть образ созвездия Волопас. Древний верховный бог германского пантеона тоже был Волопасом, но назывался он Тюр. Волопасом был и Хеймдалль, а его рог Гьяллахорн — созвездие Северная Корона. И это нормально — ибо Волопас великий источник многих богов индоевропейской и мировой мифологии.

Сопоставление Вальгаллы с Синташтой требует, чтобы там было 540 дверей. По реконструкции автора, выполненной по оставшейся части, в городище «Синташта» было 54 помещения. Археологи находят в каждом помещении следы сложного устройства. В частности, они считают, что передняя (от входа) и средняя части помещений были разгорожены на небольшие комнаты по обе стороны от осевого коридора. Не всегда удается точно определить число комнат в помещении, но оно близко к десяти. Можно думать, что в тексте «Старшей Эдды» имеются в виду эти комнаты и двери в эти комнаты. Однако у нас нет возможности сосчитать их число на памятниках Страны Городов.

Государство бога Тора называется Трудхейм («Жилище Силы»), а его столица — «город» Бильскирнир («Неразрушимый» или «Освещаемый только на мгновение»). Трудхейм назван священной землей, лежащей близ асов и альвов. Альвы русскому читателю известны более как сказочные «эльфы». По реконструкции автора, так назвали предков народа манси или даже всех прафино-угров, но об этом чуть позже. А вот самый просторный чертог Асгарда Бильскирнир может быть сопоставлен только с Аркаимом.

В древнем тексте есть ещё и географические детали. Сопоставляя их с географией Урала, можно получить дополнительные аргументы в пользу сопоставления Асгарда и Страны Городов. Вот эпистолярное описание рек. В «Речи Гримнира» есть и такое. Описание рек Асгарда, которое умещается в четыре строки:

26. Эйктюрнир олень, на Вальгалле стоя, ест Лерад листву; в Хвергельмир падает влага с рогов — всех рек то истоки:
27. Сид и Вид, Сёкин и Эйкин, Свёль и Гуннтро, Фьёрм и Фимбулыпуль, Рейн и Рейнанди, Гипуль и Гёпуль, Гёмуль и Гейрвимуль у жилища богов, Тюн и Вин, Тёлль и Хёлль, Град и Гунтраин.
28. Вина — одна, Вегевин — другая, Тьоднума — третья, Ньют и Нет. Нённ и Хрённ, Сгид и Хрид, Сильг и Илъг, Виль и Ван, Вёнд и Стрёнд, Гьёлъ и Лейфтр, — те — в землях людей, но в Хель стремятся.
29. Кермт и Эрмт и Керлауг обе Тор вброд переходят в те дни, когда асы вершат правосудие у ясеня Иггдрасиль; в ту пору священные воды кипят, пламенеет мост асов.

Важные детали есть в строке № 29. Тор переходит вброд две реки на пути из Бильскирнира в Вальгаллу. Одна из рек, та, на которой, должно быть, стоит его «город», названа двумя именами: Кермт и Эрмт. Автор (БКК) предполагает, что эта формула обозначает реку с притоком. Содержание строки точно соответствует географии Страны Городов: Аркаим стоит на слиянии речки Утяганки с речкой Караганкой (которая приток реки Урал), и ее нужно (и можно) перейти вброд, двигаясь пешком (или верхом на коне) в сторону Синташты. Та устроена на противоположном, левом берегу одноименной речки, которую также приходится форсировать. Так что теперь можно узнать, что Большая Караганка (Каракен) называлась Кермт, а Утяганка (Утикан, Отекен) — Эрмт. Речка Синташта называлась Керлауг.

В строке № 27 перечислены десять пар рек (рек с притоками), текущих у жилища богов, т. е. на территории Асгарда. Это соответствует ситуации в Стране Городов, но детального сопоставления сделать нельзя — мало информации.

Строка № 28 содержит названия трех отдельных рек и еще семи пар (в сумме — те же десять рек), текущих в землях людей в направлении к Хель. Словом Хель германцы называют страну мрака, преисподнюю. Ее первоначальная локализация — север, а потому можно думать, что речь идет о реках бассейна Ледовитого океана, а точнее о реках, текущих с восточного склона Урала в Тобол и Обь. Ханты до сих пор называют реку Обь словом Ас. К рекам асов и ванов еще придётся вернуться, а сейчас продолжим исследование числовой магии Эдды.

В Бильскирнире 540 палат, а в Аркаиме 72 помещения. Он, действительно, самый «просторный» город. Помещения в нем очень разные, и, возможно, суммарное число комнат в них 540. Но никто сейчас не может их сосчитать.

Нужно обратить внимание и на общее число воинов — эйнхериев, которые выйдут из Вальгаллы, чтобы участвовать в последней битве:
540×800 = 432.000

Продолжительность кали-юги 432.000 лет, а вся Манвантара длится 4.320.000 лет. Вероятно, здесь имеют значение только сами числа, а не реальные мёртвые воины. Емкость Аркаима, определенная экспериментально, составляет около 2.000 человек, а число покойников в могилах Большекараганской долины хоть и не считано, но вряд ли достигнет сотни.

Вокруг Мидгарда расположен Утгард (то, что находится за оградой). Мидгард опоясывает Мировой Змей Ёрмунганд. Утгард, в свою очередь, делится на Страну Великанов — Ётунхейм (на востоке), Страну Ванов — Ванахейм (на западе). Более поздняя космология помещает Асгард на Небе, а Хель — под Землей, в соответствии с древней трехуровневой моделью Мира. В этом тоже нет ничего странного и необъяснимого — в идеологии и конструкции Страны Городов тоже есть небесная и земная ипостаси, и сложнейшая космология.

Великаны — ётуны — главные враги богов-асов. Боги стараются перехитрить ётунов, но только один бог Тор может биться с ними с помощью своего молота Мьёлльнира. Поскольку Тор это Волопас, постольку Мьёлльнир это созвездие Большая Медведица. Считается, что это слово, якобы, имеет один корень с русским «молния». Тора называют «заступником людей». Власть над молнией сближает Тора с греческим громовержцем Зевсом и ведическим Индрой. Он также относится к третьему поколению богов. Однако у германцев верховный бог уже Один, а не Тор. Но и Один попал в мифологию сравнительно недавно. До него верховным асом был Тюр. «Зевсовой революции» в Асгарде еще не случилось.

Совсем не случайно список государств Асгарда начинается с владений Тора. Гладсхейм с Вальгаллой в нем занимают лишь пятое место. Место и роль Тора в Асгарде вполне соответствует месту Аркаима в Стране Городов.

Владения семейства Одина в Асгарде весьма обширны. Кроме Гладсхейма («Обитель радости»), а Вальгалла его часть, Одину принадлежит Валаскьяльв («Башня колдуна») с престолом Хлидскьяльв («Сторожевая башня») и Секквабекк («Погруженная ладья»). Три его сына имеют каждый по отдельному государству: Аса-Top, как известно, живет до кончины богов в Трудхейме, прекрасный Бальдр владеет Брейдабликом («Широкий блеск»), а Видар обитает в краю, заросшем кустарниками и травами, но без названия.

У жены Одина — Фригг есть собственные палаты Фенсалир («Болотный чертог»), но они не входят в список государств Асгарда.

Любопытно обнаружить, что владельцами других государств Асгарда являются вовсе не асы, а их соперники — ваны. Так, Ньёрд — ван, бог мореплавания, рыболовства и охоты, славный богатством. Ньёрд владеет Наотуном («Корабельным двором»). Его дети — Фрейр и Фрейя. Красавица Фрейя живет в собственном государстве с названием Фолькванг («Поле Войска»). Жена Ньёрда Скади — богиня плодородия и охоты, в государстве Трюмхейм («Жилище шума»), где раньше обитал великан Тьяци, сын Альвальди. Но Альвальди суть альв — карлик, а потому формула «великан сын карлика» открывает истинную древнюю природу обитателей сотворенного мира: ётуны, асы, ваны и альвы суть народы с различным средним ростом. Возможно, ётуны — древнее племя атлетических и высокорослых неандертальцев, а альвы — низкорослые племена лесных угров. В то время как асы и ваны — индоевропейцы, средний рост которых около 175 см.

Под вторым номером списка «Эдды» упомянут Идалир («Долина Тисов»), где находится жилище альвов-карликов (Альвхейм) и где правит бог Улль. Считается, что он — неясная фигура с некоторыми признаками бога плодородия. Замечательно, что древняя страна альвов была на поверхности земли, то есть в географии, а значит в земной проекции неба.

Не совсем понятны фигуры богов Форсети («Председатель Тинга») владетеля Глитнира («Блестящий») и Хеймдалля, живущего в Химинбьёрге («Небесные горы»). Хеймдалль — страж Мидгарда. Он затрубит в рог Гьяллахорн перед началом гибели богов. Гьяллахорн — это горн реки Гьялла, то есть реки Гьёлль («Ужасная»), отделяющей мир живых от мира мёртвых.

«Небесные горы» известны у других народов (ариев, китайцев) и сопоставляются автором с хребтом Урал-тау (возможно, и всей Уральской горной страной), а потому ставка Хеймдалля — город Кизильское, на правом берегу Урала, — самый западный город в Стране Городов.

Географические сопоставления других палат богов Асгарда со Страной Городов сейчас еще преждевременны, поскольку сведений о тех и других недостаточно. Исследование продолжается, а потому есть надежда побывать не только в Вальгалле, но и на «Поле Войска», и в «жилище Шума».

Память мифа германцев настолько точна и подробна, что можно делать предположение об их уральской прародине. Однако спешить со столь серьезными выводами не нужно. Оказывается, что германцы не единственный народ, прошлое которого тесно связано со Страной Городов. В такой ситуации следует рассмотреть все обстоятельства и взвесить все аргументы, прежде чем принимать окончательные решения. Сейчас задача исследования скромнее, а потому пока можно ограничиться лишь самыми яркими и выдающимися деталями.