Русский миф

Русский миф

ВВЕДЕНИЕ

Согласитесь, это звучит очень непривычно и странно. Русский человек не знает такого предмета, как «мифы русского народа». Есть русские народные сказки, русские былины и даже русский фольклор, а русских мифов — нет. То, что придумал Барашков А.В. (псевдоним «Асов А.В.», он же «Бус Кресень») не является старым (тем более, древним) русским мифом. Это новый миф «новых язычников». Именно к такому мифу подходит определение из словарей и справочник. А там написано, что миф это вымысел.

КЛЮЧ К ЯЗЫЧЕСКОМУ КАЛЕНДАРЮ

Русский миф ещё можно отыскать в сказках и языческих обрядах, в русском языке и в русской крестьянской жизни. Но ключ к этому загадочному и потерянному миру остался только в календаре. Но и там он надёжно скрыт от постороннего глаза. От языческого календаря мало что осталось. Учёные не могут восстановить его полностью. Всё же осталось как раз столько, чтобы найти этот ключ.

Реконструкцию календаря удобно выполнять на графической основе Вечного Зодиака, ибо этой же основой пользовались и древние создатели календарей и мифов. Только нужно помнить, что круг времени здесь изображает солнечный календарный год.

Рис.1. Коло Сварога

Нет сомнений в том, что у языческого календаря была жёсткая связь с кардинальными событиями года — равноденствиями и солнцестояниями. Год начинался в весеннее равноденствие и состоял из 12 месяцев по 30 суток. Тоже было и в древнем Египте, но египетский Новый Год отмечался в летнее солнцестояние. Первый месяц старой Руси начинался вместе с годом в весеннее равноденствие, четвёртый месяц — в летнее солнцестояние, седьмой месяц — в осеннее равноденствие, десятый месяц — в зимнее солнцестояние.

Рис.2. Месяцы языческого года

Рис.3. Языческий календарь, границы месяцев

Каждое солнцестояние длилось 3 суток и называлось солнцеворот. Солнцеворот это не одни сутки, в которые случается астрономическое солнцестояние. Солнцеворот — это интервал в 3 суток. Астрономическое солнцестояние — только начало солнцеворота.

Два солнцеворота вместе составляли 6 суток, которых достаточно для организации вставного периода или «лунной прибавки» в 5 суток вместе с 1 сутками интеркаляции в високосный год. Точно так же понимался и лунный цикл — месяц. В лунном цикле роль летнего и зимнего солнцеворотов выполняли полнолуние (3 суток) и новолуние (3 суток). При этом «неомения», то есть новорожденный серпик Луны, должен соответствовать новорожденному Солнцу, которое называлось именем Коляда.

Начало зимнего солнцеворота, то есть сам момент зимнего солнцестояния (21 — 22 декабря), называлось Карачун. В переводе с тюркского языка Карачун — «Чёрная смерть». Русское название неизвестно. Хотя корень здесь прозрачен: самое короткое время дневного света.

В древнерусской языческой мифологии божество смерти, подземный бог, повелевающий морозами, злой дух, злое божество, вызывающее падеж скота называлось, якобы, Чернобог. А вот Спиридонов день 12 декабря по старому стилю (25 декабря — по новому стилю), то есть католическое Рождество, — это конец солнцеворота.

После солнцеворота начинается прибавление светлого времени, что во все времена и у всех нормальных людей понималось как рождение нового Солнца. Рождество Христово это, по физической сути, тоже рождение нового Солнца. В ранний период христианства самого Христа называли Sol saluti (Солнце благодающее) и Sol invictus (Солнце непобедимое). Исследователи не сомневаются в том, что эти понятия и термины заимствованы из языческого культа Митры.

Весь солнечный год (цикл) в языческом календаре делился на две равных части, и понимался как жизнь (первые полгода) и смерть (оставшиеся полгода) дневного светила. На старом русском языке новорожденное Солнце называлось Коляда. Корень здесь — общеславянское слово «коло», то есть «круг» или «колесо». Колобок — однофамилец и кровный родственник Коляды.

Фасмер и его последователи полагают, что славяне (в том числе русские) заимствовали слово Коляда из латинского слова «календы» (Kalendae) — название первого дня каждого месяца. Это мнение справедливо только для слова «календарь», действительно заимствованное русскими совсем недавно, в связи с крещением и освоением европейской книжной образованности. Но древнее заимствование должно было иметь вид «Колянда», а не «Коляда». Есть хорошее решение этой задачки: в древние времена уже латынь заимствовала слово из славянского языка. Позже это слово вернулось обратно уже в виде «календарь».

Нетрудно заметить, что рождение языческого Коляды по времени совпадает с рождением Христа, то есть с католическим Рождеством. Но попробуйте сообразить, что Коляда совпадает с Христом и по существу, и что оба эти мифологические объекты имеют одну природу. Получите большое удовольствие.

После солнцеворота празднуют «зимние святки» продолжительностью 12 суток.

Похожая ситуация складывается в окрестностях летнего солнцестояния. Многие думают, что сам момент летнего солнцестояние (21 — 22 июня) — это Купалье, посвящённое богу Купале (древнее название Купа). Купала — это максимум плодородной силы Солнца.

Земля в летнее солнцестояние тоже достигает полных сил плодородия — в это время расцветает даже папоротник. Папоротник не является цветковым растением, у него нет, и не может быть, цветов. Здесь тоже астрономическая аллегория — папоротник это созвездие Скорпион, а его цветок — красная звезда Антарес. Кстати сказать, она же и «аленький цветочек» в одноимённой народной сказке, записанной С.Т. Аксаковым. Чтобы быть цветущим папоротником, Скорпиону следует кульминировать в полночь летнего солнцестояния, если само солнцестояние в Тельце, как сейчас, или в начале цикла 26 тыс. лет назад.

Однако после летнего солнцеворота Солнце умирает — день и светлое время начинают убывать вместе с силой светила. В скандинавской мифологии это событие называется гибелью светлого и прекрасного бога Бальдра.

День рождение христианского Иоанна Предтечи 24 июня совпало с концом летнего солнцеворота, и изменило время и название Купалы — он стал называться Ивановым днём или днём Ивана Купалы. Можно даже предполагать, что языческий Купала отмечался 25 июня. Как это следует из симметрии календаря: Коляда — Купала, рождение Солнца — смерть Солнца. А вот зимнему Карачуну должно соответствовать другое летнее событие — 21 июня с другим названием. Христианский календарный комплекс, связанный с Пасхой, разрушил все весенние и летние события языческого календаря. Но кое-что осталось.

В этой связи привлекает внимание соседнее календарное событие — Ярила Мокрый, отмечавшееся на границе месяцев травень и червень (22 мая). У этого дня есть и другие названия: Триглав и Троян. «Новые язычники» соотносят это событие с христианским праздником Духов День (второй день Троицы — день Святого Духа — 51 день после Пасхи). Бросается в глаза, что в описаниях Духова Дня употребляются погодные характеристики, неуместные в середине мая. Жаркий семик, когда от земли идёт больше жара, чем от неба, больше подходит летнему солнцестоянию. И уж если «Троян (Трибогов День) — праздник конца весны и начала лета, когда на смену младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог», то эта смена может быть только в летнее солнцестояние. Создаётся впечатление, что остатки языческого летнего солнцестояния в период двуеверия присоединили к календарному комплексу Троицы. Ради спасения, разумеется. Вот почему в реконструкции языческого календаря для самого летнего солнцестояния (21 июня) можно употребить смутное и загадочное название Троян. Летний Троян соответствует зимнему Карачуну.

В русских источниках нет сведений о календарных событиях сразу после летнего солнцеворота. Однако в родственных балтийских календарных и обрядовых источниках имеются разноречивые свидетельства длинных праздников в конце июня. Есть и русская сказка неясного происхождения о близнецах Купале и Костроме, которые родились в летнее солнцестояние. В другое летнее солнцестояние они слушали птицу Сирин, а затем были разлучены. По прошествии лет опять, но уже в другое летнее солнцестояние, влюблённые встретились и стали мужем и женой. Только после свадьбы Купала и Кострома узнали, что они брат и сестра. Такой позор можно смыть только смертью. Кострома утопилась и стала лесной русалкой — мавкой, а Купала бросился в огонь и сгорел. Но боги вернули их к жизни в виде цветка Иван-да-Марья. Иван — жёлтые цветы, Марья — голубые.

Можно предположить, что и в славянских календарях это время отмечалось ритуалами, подобными «зимним святкам». Такое предположение нужно для того, чтобы увидеть в календарной схеме половину свастики, левой свастики, опирающейся на ось солнцестояний.

Рис.5. Навь и Явь

В реальном же календаре «летние святки» отмечаются до летнего солнцеворота, они называются ещё Русалиями и поминанием покойных, имеют так же христианское название Троица. Троицкая (Русалья) неделя начиналась на 50 день после Пасхи (Пятидесятница). Но христианская Пасха имеет различные даты в весеннее время. Эта пасхальная христианская традиция «перепахала» все древние языческие весенне-летние ритуалы. Тем не менее, ещё можно предполагать, что зимние и летние святки начинали и заканчивали живую половину года, когда сила Солнца возрастала (от рождения Коляды до смерти Ярилы). Эта половина неба в Вечном Зодиаке, а затем и живая половина календарного года, назывались в русской языческой традиции Явью. Другая половина неба и мёртвая половина года называлась Навью. Можно сказать, что святки отмечали границу Яви с внутренней стороны.

Однако такое отношение ко времени года и к миру бытовало в очень древние времена Палеолита, когда год начинался с зимнего солнцестояния.

Новый Год в весеннее равноденствие — это тоже наследие палеолита. И в этом календаре в качестве основы используется ось великого космического креста, и, конкретно, ось равноденствий, и тоже в системе координат Вечный Зодиак.

ИРИЙ

Начало года и само весеннее равноденствие (21 — 22 марта) называется «Жаворонки». Через три дня, то есть 25 марта совершался ритуал «открытия Сварги», третье и последнее «закликание» весны. В этот день на землю приходила богиня, которую называли Жива (Дива) — Весна. Сварга — синоним Ирия (Вырия), то есть языческого Рая.

Птицы прилетают из Ирия, где они проводят зиму, и приносят ключи от этого Рая. Южная локализация Ирия связана с перелётными птицами. Но была и восточная локализация — на солнечном берегу тёплого моря. Мировое Дерево русского мифа растёт у Лукоморья, кроной оно упирается в небо, а корни его проникает в преисподнюю. Но само Лукоморье локализуется сразу в двух местах. Первое место, как у Пушкина А.С., лежит на юге, на побережье Чёрного и Азовского морей, там, где обитают кочевники половцы. Второе место находится далеко на севере, на побережье Карского моря, к востоку от Обской губы, в загадочной Мангазее. Однако древняя космология позволяла иметь четыре Мировых Дерева по всем четырём сторонам света. Западное Мировое Дерево найти пока не удалось, а вот на востоке, там, где всходит Солнце, таковое обнаруживается.

На краю этой тёплой восточной земли стоит мировое дерево (дуб или берёза) или райский сад Ирий. Души умерших людей, как перелётные птицы, тоже улетают в Рай. В полёте их сопровождает маленький бог с именем Воден с большими руками, которыми он закрывает душу от прямых солнечных лучей. Нежная душа может растаять. Смерть вампиров от солнечных лучей — это очень поздние выдумки литераторов, паразитирующих на древних легендах. А имя этого сопровождающего точно соответствует имени главы германского языческого пантеона О́дин или Вота́н (прагерманский *Wōđanaz или *Wōđinaz). Любопытная деталь.

У вершины дерева Ирия живут боги, птицедевы (Сирин, Алконост и Гамаюн) и души умерших праведников. Там же растут молодильные яблоки. Блаженство душ праведников длится долго, но не вечно. В конце концов, они попадают в младенцев, которых аист уносит для новой жизни на земле. А вот в Пекло души грешников сопровождает страшный бог Маровит. Перевозит грешников через огненную реку Смородинку двуликий бог Обман. Бог Ниян-Пекленец очищает грешную душу огнем и передает ее богине Живе. С её позволения душа возвращается в мир для новой жизни, полностью забывая старую жизнь. Некоторые верили, что души, один раз побывавшие в Пекле, сохранили память о мучениях, и в новой жизни старались не грешить, чтобы не попасть туда второй раз. С каждым новым рождением такая душа становится лучше. Однако порою огонь Пекла горит недостаточно ярко, и в новой жизни человек совершает старые грехи. Тогда надежды на новое рождение для него нет. Некоторых грешников Ниян-Пекленец возрождал в образах волкодлаков — оборотней, чтобы они мучались и в жизни человеческой и в жизни звериной. Иногда он сам выходил из Ада в виде Медведя-Оборотня.

Там есть и корова Земун (древний образ созвездия Дева), из вымени которой течёт молочная река Ирия, отчего и сам этот Рай называется Беловодьем.

Известен образ Ирия, как небесного острова. Туда уходят души зверей, убитых охотниками. Потом эти души возвращаются обратно, чтобы не иссякала дичь на земле. Постоянно проживают на небесном острове Ирии только «прародители» зверей и птиц, которых называют «старыми» или «старшими». Остров располагается на седьмом небе, его крыша — восьмое и девятое небо.

Реинкарнация языческой души — несомненное наследие палеолита. Корова Земун, молочная река (Млечный Путь) и огненная река Смородинка (тот же Млечный Путь у южной переправы), прародители зверей и птиц — это тоже палеолит. В русском язычестве обнаруживается неожиданно много палеолита.

Таким образом, момент открытия Сварги приобретает полное звучание. Однако в языческом календаре есть и обратный процесс — «ритуал закрытия Сварги». Он начинается в осеннее равноденствие 21 — 22 сентября и заканчивается 27 сентября. Само равноденствие называется днём бога Сварога.

Оказывается что, южная половина Вечного Зодиака и тёплая половина года в наших умеренных широтах (от весеннего равноденствия до осеннего равноденствия), тоже понимались в языческой космологии как Ирий. Ирий или Сварга — это небо, на котором обитают боги и души умерших людей и животных. На земле это было время пребывания богини жизни — Живы.

А как понималась другая, северная половина неба и другая, холодная половина года? В текстах можно найти только одно название этого объекта — Пекло. Пекло находится под землёй, поскольку противопоставляется небесному Ирию (как христианский Ад — христианскому же Раю). Зимнее холодное время — это время господства противоположности богини Живы — богини смерти Мары (Марены). Необычно здесь только то, что холодный и мрачный мир смерти называется горячим словом Пекло... Богине Маре значительно ближе бог Мороз (Мраз), который Чернобог и, даже, бог Карачун (Чёрная смерть). Мара (Марена), Мор (Смерть) и Мороз — суть родственные слова и понятия.

Некоторые думают, что Пекло — это недавнее, христианское приобретение. В христианском Аду есть христианское Пекло, которое называется Геенна Огненная. Еврейское Ge Hinnom (долина Еннома) — арамейское Gehanna — греческое γεεννα — «геенна огненная» — суть долина (скорее большой овраг) к юго-западу от древнего Иерусалима, в котором в старые времена был жертвенник Ваалу, а позже сжигали мусор и трупы животных. Как говорят знатоки, та долина Еннома — подходящий символ для злых людей и их будущей погибели. В иудаизме и христианстве — геенна — символ Судного Дня.

В языческих преданиях Пекло находится внутри земли, в «безднах преисподних», а вход в него — далеко на западе. Там царствует злой бог, имеющий вид Змея. Украинское имя его (с лёгкой руки Николая Васильевича Гоголя) Вий, а западные славяне называли его Ний, (Ниян, Наян),— железный великан, гранитный трон которого установлен на чёрном краеугольном камне. Он сын Чернобога (Великого Чёрного Змея) и козы Седуни (зодиакальное созвездие Весы), его воевода, судья мёртвых, отец Горынь, Святогора, Златогорки, Бабы Яги, властитель Пекла и повелитель мучений. Он живёт в подземелье, на голове его свинцовая корона, кожа имеет чёрный цвет, а в руках огненный меч и огненный скипетр (по другим — огненный бич и свинцовый скипетр). Бог Ниян женат на дочери богини Живы, которую по-западному зовут Ния. Половину года Ния проводит с матерью на земле и на небесах, а другую половину — во мраке подземелья. По всем признакам этот Ний очень похож на Волопаса. Ну, вылитый Волопас! А с другой стороны — чистый Дракон! Таковы несметные богатства мифологии.

ПЕКЛО

Можно ли узнать истинную подоплёку образов и событий в русской мифологии? Ответ положительный — да, можно! Но для этого сначала нужно понять космологический смысл русского Пекла. Решение есть, и оно одно. Решение состоит в том, чтобы получить адекватное представление о главном и фундаментальном космогоническом процессе, проходившем после таяния ледников в Северной Евразии. О том, как мезолитическое жречество выходило из мировоззренческого кризиса, вызванного разрушением «Ледяного Космоса Палеолита».

Резкое изменение климата (кардинальные перемены в течение десятилетий!), и столь же быстрое и масштабное изменение ландшафтов, при переходе от Плейстоцена к Голоцену, требовало мировоззренческого объяснения. Все заинтересованные лица понимали, что причина этих перемен локализуется на небе — на земле только следствия. И причина, несомненно, сосредоточена в Солнце. Решение проблемы было одно и едино для всех. Оно состояло в признании увеличения силы Солнца. Это явление в индийской мифологии называется словом «тапас», что буквально означает «разогревание». Праджапати («Владыка созданий», рождённый из Хираньягарбха «Золотого Зародыша») создаёт мир, разогреваясь до крайней степени в процессе аскетизма, то есть с помощью магического жара. Праджапати (это ещё и прозвище Солнца «Савитара» и Луны «Сомы») сам продукт «тапаса»: посреди изначального небытия (асат) появилось сознание, оно возрастило в себе жар, из которого возникли дым, свет и огонь, а затем и сам Праджапати. В других текстах вместо асат говорится о первичных водах. Здесь, несомненно, под Хираньягарбхой скрывается полюс эклиптики, то есть первичная душа Солнца.

Космогония и антропогенез осуществляются через жар. Однако время возникновения этого жара — «тапаса» 10 тысяч лет назад. Но даже через 10 тысяч лет в теоретических построениях брахманов угадывается реальная астрономическая основа древней космологии. Вот почему аскетизм и самоистязание становится самым распространённым средством получения компенсации — платы. Боги за «тапас» платят в обязательном порядке. Им тоже нужно наше пламенное стремление в достижении цели. А русское слово бог — это арийский Бхага — «наделитель», «доля», «счастье», «имущество».

Разогревшееся тело Солнца (солнечный диск) растопило не только (и не столько) земные льды, сколько лёд небесный. Пояс Зодиака, бывший в палеолите твёрдой охотничьей тропой Солнца и его семьи (Луна — жена Солнца, а пять планет — их дети), превратился в «круговратную» небесную реку Океан. Океан расширяется и достигает 54° долготы (эклиптическая система координат). Подвижная вода Океана называется «живой водой». Несомненно, что и Луна участвовала в этом процессе. Но самое сильное разогревание претерпели души Солнца и Луны. Не зря индийский миф настаивает на примате душевного жара над жаром телесным.

Душа Солнца это северный полюс эклиптики. Душа Луны — центр лунной орбиты, души планет — центры их орбит. Все эти центры и полюса находятся в одном компактном месте неба, в изгибах тела великого полярного Дракона, между его звёздами δ и ζ. Это и есть древнейшее Космическое Яйцо или Хираньягарбха — «Золотой Зародыш». Разогревание этого замечательного объекта и породило Новый Мир, разрушив при этом очень древний «Ледяной Космос Палеолита». Лёд вокруг горячего «Золотого Зародыша», вокруг пламенных душ светил, растаял ещё в большей степени, чем в Поясе Зодиака от горячих тел Солнца, Луны и планет. Образовался большой водоём круглой формы, ограниченный траекторией Полюса Мира. Этот круглый водоём называется Омутом, а вода в нём — «мёртвая вода». У солнцепоклонников Полюс Мира — это враг и противоположность Солнца. Даже жар «тапаса» не может растопить лёд, скованный траекторией Полюса Мира. Небесное пространство от траектории Полюса Мира до параллели 54° становится сушей и называется такая небесная суша старым словом Материк.

Первоначально Океан и Материк не имеют сообщения друг с другом. Но уже в самом начале «неолитической революции» арийские космологи осознают необходимость канала между двумя космическими водоёмами. Такой канал выполняется («высверливается» или «прокапывается») по летней полуоси, то есть может быть обнаружен только в северо-западном секторе неба (система координат Вечный Зодиак). Первый и самый древний из обнаруженных каналов относится к эпохе 10 — 11 тысяч лет до н.э. Он находится в знаке Скорпион Вечного Зодиака и соответствует северному проходу внешнего круга Аркаима.

Следующий проход сооружался около 7500 лет до н.э. Канал проходил через созвездие Северная Корона. Он описан в русской сказке «о козе Таратуте». Редкая и странная сказочка. «Новым язычникам» более знакома коза Седунь — зодиакальное созвездие Весы. Это очень древний образ. В более позднее время Весы в русском мифе играли роль Зайца.

Ещё один канал опознаётся по русской сказке «Жихарка». Он относится к эпохе 5500 г. до н.э. — к эпохе «Сотворения Мира».

Последний канал создавался в эпоху 2782 г.до н.э. Именно этот канал конструировался как проход во внутренний круг Аркаима. Как теперь становится ясно, делать проход в более позднее время уже нельзя. Аркаимовский проход — это последняя возможность попасть из Океана в Омут в пределах календарного «Пекла». Все более поздние каналы будут начинаться уже в Ирии. Из Ирия в Пекло напрямую проходить нельзя.

Легко догадаться, что древние космологи сооружали по одному каналу в каждом знаке Вечного Зодиака в северо-западном секторе неба. Последний (аркаимовский) проход — в знаке Лев юго-западного сектора.

Русская традиция тоже знает этот проход: Дыру в Пекло закрывает камень Алатырь, который может поднять только бог Велес.

Надо бы согласиться с тем, что небесная география не является единственным способом описания Космоса. Одним из самых сильных образов Омута и Материка в космологии раннего неолита был образ печи. Есть признаки того, что эти представления на территорию Восточной Европы с Балканского полуострова принесли трипольские племена. Таковым образом была глиняная печь круглой формы, используемая для выпечки хлеба. Но действующей моделью центральной части неолитического Космоса в современной жизни, является русская печь. В этой модели Омут становится Пеклом, то есть местом, где горит огонь, и производится нагревание приготовляемой пищи. Канал, то есть вход в печь, перекрывается заслонкой.

Филологи давно понимают, что слова «печь», «пещера» и «Печора», имеют единое происхождение.

печо́ра

«пещера», диал., нижегор., симб., смол. (Добровольский), укр., блр. пече́ра, др.-русск. печера, также местн. н. Печера, ст.-слав. пештера σπήλαιον, ἄντρον (Савв., Остром., Супр.), болг. пе́щера́. Родственно печь, т. е. первонач. «подобная печи» с суф. сравн. степ. -еrā; см. Фасмер, Baudouinowi dе Соurtеnау 83 и сл. Ср. бав. Оfеn «скала с расселиной». Едва ли прав Мейе (Ét. 168 и сл.; IF Anz. 21, 85 и сл.), сравнивая с лат. sресus «пещера»; см. против этого Вальде—Гофм. 2, 571; Френкель, KZ 69, 91; Фасмер, там же. Сюда же относится название реки Печо́ра (река с таким названием есть и в бассейне Днепра). Северная Печора была названа так из-за обилия пещер в своем нижнем течении; см. Шренк у Эльи 715; Фасмер, ZfslPh 4, 263; Маркварт, UJb. 4, 326. Коми Реtš́еrа, Petše̮ra «Печора» заимств. из русск.; едва ли оно произошло от коми реtšеr «крапива», вопреки Якобссону (Nachr. Gött. Ges. d. W., 1918, стр. 300 и сл.; ZfslPh 6, 74 и сл.), Брюкнеру (253); см. также Вихм.—Уотила 196; того же происхождения и манси Pete̮rja (с манси jа «река»); см. Альквист, WW. 41. Русск. пеще́ра заимств. из цслав. От названия реки произведено печо́рка «мелко сидящая, длинная лодка на Печоре». Ср. печь.

Вот почему автор (БКК) приходит к выводу, что слово Пекло в русском мифе относится к небесному объекту внутри траектории Полюса Мира. Этот же объект называется «Тихим Омутом, в котором черти водятся», а так же Тартаром и утробой Земли. Есть и другие ипостаси у этого великого места, но об этом в другом месте и в другой раз. А «черти», как и боги Ниян и Ния, — суть полярный Дракон и его супруга змеедева Ехидна (созвездие Малая Медведица). Именно этот Дракон в христианском «Апокалипсисе» называется «древним драконом, Диаволом и Сатаной». Он же Левиафан. А в первой книге Моисеевой, то есть в «Бытии» он же змей-искуситель, обитающий, между прочим, в райском саду с названием Эдем. Тогда и Эдем это тот же Омут. В то время как «авраамический бог» (бог Авраама, бог Моисея, и бог Отец христианской Троицы) оказывается арийским трёхголовым змеем Ажи Дахакой («Великим Змеем»), который у скандинавов играет роль той же Троицы (трёх братьев близнецов Одина, Вили и Ве), но в русских сказках он всё-таки остаётся Змеем Горынычем. Разве что только в языческой религии русские солнцепоклонники называют Трёхголового Змея верховным богом Родом, всегда сопровождаемым двумя богинями Рожаницами.

Троиц, созданных на основе зодиакальной Девы, в мифологии много. Забавная это штука — христианская религия. Язычники франки, под влиянием христианского Рима, вывели Одина на первое место в общегерманском пантеоне. Они же первыми из германцев приняли христианство. После захвата Галлии. А потом беспощадно и жестоко растерзали язычников соплеменников и язычников западных славян. Страшная история.

Продуктивно не только календарное деление года пополам (Явь — Навь и Ирий — Пекло), но и комбинации этих половин. В частности, северо-западный сектор неба и календарная осень — это сочетание Нави и Пекла. Самое суровое место Космоса. Как раз через этот сектор движется летняя полуось и точка летнего солнцестояния эпохи эпипалеолита и неолита. Самое страстное время в истории человеческого духа.

Это обстоятельство имеет неожиданное проявление в археологии эпохи бронзы в днепровском правобережье, в Побужье и Приингулье. Речь идёт о региональной катакомбной культуре, точнее о могильниках самой западной культуры катакомбной культурно-исторической области. Археологи раскопали там более 150 катакомбных могил. Большинство из них выкопаны в крупных курганах предшествовавшей ямной культуры, так называемые «впускные могилы». Часто в одном ямном кургане встречаются несколько (около 10) таких могил. Они располагаются на периферии кургана и обычно полукругом, или в несколько дуг. Так вот, большинство катакомбных могил обнаружено на южной стороне ямных курганов. А в северо-западном секторе ямных курганов впускных могил нет.

Множество археологических свидетельств такого рода могут поддерживать идею о том, что курганы ямной культуры представляли собой модели Космоса, выполненные в системе координат Вечный Зодиак. Об этом знали и катакомбники. Качественная топография таких сооружений, полученная при квалифицированном раскопе, может позволить прочитать космологические замыслы устроителей курганов. Без этих результатов невозможно адекватно понять природу индоевропейского обряда погребения во всех его проявлениях и во все времена.

Пекло — лишь часть русского языческого «Ада». Как же называлась вся эта большая и очень важная часть неба в древности? Неизвестно... Преисподняя это синоним Пекла, не правда ли? Однако есть ещё слово Тьма, и слово Мрак.

ДОБРО И ЗЛО

Древний бог Пекла определяется однозначно — это созвездие Полярный Дракон. В мировой мифологии созвездие Дракон столь значительно, что его необходимо и в русской мифологии считать Великим Чёрным Змеем, то есть Чернобогом или Кощеем.

И вот что замечательно: гуманитарные исследователи возводят демона Вия к богу Перуну и к богу Велесу, а так же видят в нём греческого Плутона (в смысле Аида). Ещё более удивительно, что имя Кощей производят от древнего корня «кощ» со значением «случай, жребий» и ставят рядом с ним родственное слово Макощ (Макош) — имя русской языческой богини. Тут и вовсе всё хорошо. Ибо и русское слово «бог» производят от арийского «бхага» со значением «доля, жребий, счастье».

И вся эта благодать вовсе не противоречит важным результатам астрономо-археологических изысканий в области космологии палеолита. Наиболее полно эта космология сохранилась в греческой мифологии. Сущность её такова.

Кроме великой солнечной семьи (Солнце, Луна и 5 видимых планет) на небе в эпоху палеолита бытовала другая великая семья небесных зверей. Люди относили себя к потомкам Солнца и Луны, а земных зверей считали потомками небесных созвездий. В русском мифе они называются «старыми» или «старшими» зверями. Они живут в саду Ирия, или в кроне мирового дерева по имени Ирий. «Старые» звери живут в Ирии всегда, в смысле вечно. Это они посылают созревшие души убитых зверей обратно на землю, чтобы не истощались охотничьи угодья. Все небесные звери это, несомненно, созвездия, и все они члены одной семьи. Глава этой семьи и всеобщий отец, тоже, несомненно, есть великий полярный Дракон. Общая мать и жена Дракона, конечно же, змеедева Ехидна, то есть Малая Медведица.

Между двумя семьями заключён союз и договор о взаимном доверии. Драконы позволяют семье Солнца охотиться на своих детей в Поясе Зодиака. Солнце, в свою очередь, безвозмездно отдаёт небесному и земному миру свет, тепло и порядок, то есть жизнь. Жизнь за жизнь. В залог договора солнечное семейство отдало Дракону яйцо со своими душами. Возможно, что Дракон даже охранял это яйцо. Множество мировоззренческих следствий из этого фундаментального мифологического постулата описаны в книге Быструшкин К.К. «Небо над головой», и здесь, слава богу, обсуждаться не будут.

Примерно 25 тысяч лет назад космологи палеолита столкнулись с проблемой прецессии. Уже через 3 тысячи лет они поняли её природу и создали систему координат Вечный Зодиак, которая позволяла адекватно отображать это изящное движение и правильно его рассчитывать. Это неустранимое («необоримое») медленное вековое движение креста сезонов понималось как третий субъект космических отношений (после семьи Солнца и семьи Дракона) как третья космическая сила, направленная противоположно благим движениям Солнца и Луны. Прецессия понималась как апасавья, в противоположность солнечной прадакшине.

ПРАДАКШИНА

ритуальный обход вокруг святыни, почитаемого человека или статуи божества «слева направо», «по ходу солнца», или, как мы теперь говорим, «по часовой стрелке». При таком обходе правое плечо обращено к объекту почитания. Противоположностью П. является апасавья — левосторонний обход, совершаемый «против солнца»; он использовался в заупокойных обрядах (шраддха) и в актах вредоносной (в части воинской) магии. И П., и апасавья имеют аналогии в обрядности др. индоевропейских народов (напр., славян, кельтов).

Я. Васильков
Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.

Это неустранимая и необоримая сила имеет тенденцию двигать крест (Полюс Мира и точки сезонов) по вредоносному направлению, с явной угрозой убить то, что находится в центре смертельного круга. А в центре расположено самая драгоценная часть космоса — мировое яйцо с душами Солнца, Луны и видимых планет. Легко понять, что случится с Вселенной сразу после завершения апасавьи. Наступит буквальный физический «конец света», ибо души светил умрут, и тела их погаснут. Особое значение имеет точка начала отсчёта страшного движения. Ибо это круг, а в нём, где начало, там и конец. А здесь ещё и «конец света».

Неизбежность «конца света» обнаруживается во многих мифологиях мира, но особенно сильное переживание этого события обнаруживается в скандинавском мифе и называется оно там «Рагнарёк», что переводится как «судьба богов» или в романтической интерпретации — «сумерки богов».

Однако талантливые предки давно изобрели надёжное средство против «конца всему». И это средство называется великое предательство. Космологи палеолита быстро сообразили, что Полюс Мира двигается вокруг полюса эклиптики, и совершает апасавью не только против яйца с душами светил, но и против четы Драконов. Достаточно договориться о том, что угроза направлена только против Драконов, и проблема «конца света» получит решение. В конце цикла погибнут только Драконы. При этом гибель других созвездий на небе совсем не обязательна. Дети за родителей не отвечают! Славное решение, не правда ли?

Но одного этого мало. Нужно обязательно прибавить, что Дракон вовсе не охранял яйцо с душами членов солнечной семьи, ложно принимая его за змеиное яйцо, а напротив — он украл это яйцо и стремится раздавить его, то есть убить светила и вызвать «конец света». И яйцо это вовсе не змеиное, а утиное! Позже, когда появятся домашние куры, оно станет куриным. Но Дракон теперь становится богом зла, холода и тьмы, угрожающий существованию всего живого, тёплого и светлого. А змеи становятся врагами птиц. Вначале змеи стали врагами перелётных водоплавающих, а затем и других, и, прежде всего, птиц царской породы — дневных хищников, орлов и соколов.

В такой ситуации совершенно обязательно именно Дракона обвинить в самом оледенении и назвать его Вритра («Преграда»). Можно даже думать, что и изменения климата и, даже, погоды, вызываются борьбой Дракона с прецессией. Когда осиливает Дракон и своим чудовищным телом сжимает центральное космическое яйцо сильнее, случается похолодание. Напротив, когда осиливает прецессия, случается потепление.

Прецессия, как третий субъект и третья сила Космоса, теперь уже непременно нуждается в персонификации. В космологии рождается могучий бог прецессии. И он антропоморфен, то есть, подобен человеку. Чтобы было ясно, о чём идёт речь, достаточно назвать имена этого бога в разных мифологиях. Вот они: Зевс, Шива, Локи, Ангро-Манью. Очень сильные фигуры.

Древнее жречество и древние народы разделились на две партии, и на два идеологических лагеря. Одни стали «драконоборцами», другие остались «солнцепоклонниками». Есть и иное самоназвание этих партий — оно обнаруживается в Ветхом Завете. Там фигурируют «израильтяне» (буквально «богоборцы») и «иудеи» (буквально «богославцы»).

Сообщают, что у русских языческих воинов был обычай перед боем демонстративно раздавливать в руке сырое яйцо. Якобы, повторяя сказочный эпизод убийства Кощея Бессмертного, смерть которого в яйце. Но смысл то обратный. Космическое яйцо может раздавить только Дракон, как небесный бог зла, тьмы и холода. Сторонники Дракона называются солнцепоклонниками. Бог и Дьявол — все давно перемешалось в индоевропейских головах.

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ

Так вот, Кощей — это и есть полярный Дракон. А как же тогда демон Вий, которого западные славяне называли Ниян? Оказывается, Вий занимается «пекельными» делами только в мирное время, а в военное время он командует армией — он воевода. Но стоит внимательно всмотреться в черты этого демона, как мнение изменится. Чёрная кожа, огненный меч (или бич) и огонь в Пекле. Уже можно узнать в этом сугубо славянском боге скандинавского великана Сурта («Чёрного от огня») — хранителя Муспельхейма, то есть созвездие Орион. Муспельхейм с Суртом затмевает более древний Омут с Кощеем. Между прочим, в варианте с Кощеем центральная часть неба понимается не как Омут, а как вершина главной мировой горы (как гора Олимп, гора Хара, гора Меру или Сумеру), на которой устроен большой каменный дворец или замок.

Страшный сказочный злодей Кощей Бессмертный, по мнению многих исследователей, имеет тюркские корни. В частности, его имя производят от «кощ» — бег, стан, стоянка. А имя Кощей переводят как «Беглец», «Невольник». Другие видят в нём «Кошевого» — хранителя казны и начальника казачьего стана. Связь Вия с тюркскими демонами — циклопами была показана во II части книги Быструшкин КК " Народ Богов. Том 1. Земля забытых предков" в главе «Циклопы». Связь, несомненно, есть.

Макс Фасмер считал Кощея исконно русским персонажем и производил его имя от слова «кость».

Образ Кощея в русских сказках не прост. Филологи считают его отрицательным персонажем. Он царь, колдун, а иногда всадник на говорящем коне. Любимое его занятие — похищение невест у главных героев сказок. Сам он уже худой высокий старик, но всё ещё очень богат и жаден.

Кощей связан со стихией воды и получает чудовищную силу, когда выпивает несколько ведер воды. Так в сказках поступают только змеи и богатыри.

Кощей обожает превращать царевен в змей или лягушек, царевичей — в орехи, царства — в камень, а самого себя — в ворона.

Во многих сказках упоминается, что Кощей долгое время был пленником, заточенный на 300 лет (иногда 100 лет, иногда — 10 лет) либо в башне, либо в подземелье, либо, даже, в пещере, скованный цепями. А пленяет его Марья Маревна («Смерть смертная»). Полагают, что есть и «смерть бессмертная» — смерть и жизнь после реинкарнации. Умирает Кощей не только от «конца иглы», но и от собственного коня. Тело Кощея сжигают, а пепел развевают по ветру.

Кощей — сын Матери Земли в древней славянской мифологии. Утка, как хранительница яйца со смертью Кощея, почиталась птицей Вия (сначала это бог земледелия, позже царь мертвых и наконец бог смерти). Прообразы Вия и Кощея скорее всего со временем слились в единое целое. В православии заменён злым святым Касьяном, чей день отмечается 29 февраля. Несомненно, связан с сезонными омертвениями, является врагом Макоши-Яги, которая проводит героя в его мир — кощеево царство. Интересно, что имя героини, похищаемой Кощеем — Марья Моревна (смерть смертная), то есть Кощей — смерть без возрождения. Относится к новым богам. Считалось, что Вий обладал смертоносным взглядом, поэтому его глаза были закрыты тяжёлыми веками, ресницами или бровями.

Демонизация бога Пекла имеет три источника: древнее драконоборчество, скандинавское вытеснение и антитюркскую политику православия. Разбирать эту тему детально здесь не стоит. И без того понятно, что даже Кощей не может быть признан персонажем чисто русской мифологии. Да и где она чистая русская культура и чистая русская история? Кто её, чистую, выдумал?

В новом язычестве Кощей повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства. Мало того, Кощей женат. Его жена Мара Марена, богиня зимы и смерти. Именно она держала его в цепях 300 лет. Забавно.

Главный враг Кощея — Баба Яга. Очень сильный и яркий персонаж русского мифа.

БАБА ЯГА

Самый узнаваемый атрибут Бабы Яги — избушка на курьих ножках. Что только не пишут об этой избушке и об этих ножках. Лесные избушки на высоких пнях, в которых лежат покойники, своими костяными ногами к дверям, а двери эти к лесу. Страшное дело. А искать то нужно на небе. Там родина сказок, мифов, богов, героев и чудовищ. Там же и родина Бабы Яги. Но сначала её домик. На небе он хорошо известен и называется домиком Цефея.

Созвездие Цефей легко найти на небе, контур этого созвездия напоминает домик с крышей.

На многих картах звёздного неба у α и ζ Цефея изображаются линии, очень похожие на «ножки». При развитом воображении можно увидеть и «куриные (курьи) ножки». Домик стоит на левом (женском и колдовском) берегу Млечного Пути, который в русском мифе называется речкой Смородинкой — границей Яви и Нави. «Домик» оказывается одновременно на траектории Полюса Мира в знаках Овен и Рыба. Рядом с «домиком» на том же берегу и внутри Омута находится великий Дракон и его супруга Змеедева.

На противоположном берегу речки Смородинки (Млечного Пути) обнаруживается созвездие Ящерица. Собственно, только половина Ящерицы, другая половина — в воде небесной Реки. А вот за ней, на сухом и высоком берегу, расположился Квадрат Пегаса, который в древние времена у лесных народов Восточной Европы вызывал ассоциации с домом и, даже, с домом, срубленным из брёвен. У южных соседей в степи и лесостепи это же созвездие, несомненно, понималось как Конь. Союз этих двух образов порождает деревянный дом с коньками на крыше. Позже к этой паре прибавляется образ чёрного распаханного поля земледельцев Трипольской культуры и получается образ усадьбы. А ещё раньше, в палеолите, это был дом хозяина солнечного берега небесно ледяной долины на правом берегу небесной реки, то есть ставкой самого Солнца. Хотя дом Солнца в Вечном Зодиаке — другое созвездие и знак — это Телец.


Рис. xx.

Здесь нет противоречия. На левом берегу та же двойственность: дом Луны в Вечном Зодиаке — это знак Близнецы, а ставка хозяйки лунной половины неба — в Деве. Решение простое — ставки (стоянки) или лагеря хозяев в Деве и Квадрате Пегаса это очень древние образы. Лунный и солнечный дома — более позднее изобретение.

«Новые язычники» про Бабу Ягу (Буря Яга, Усоньша Виевна) сообщают, будто она была женой Велеса, и жила с ним на берегу Смородинки в избушке на курьих ножках. При этом Велес в конце своей божественной карьеры служил охранником на переправе из Яви в Навь. Там же был и Калинов мост, и камень Алатырь. А если охранник переправы, то это обязательно Орион, а жена его (и, одновременно, сестра) всегда Большой Пёс с Сириусом.

К северу от домика Цефея видна огромная и красивая фигура созвездия Лебедь. Это гуси-лебеди бабы Яги. Одновременно это же созвездие ассоциировало у древних иранцев с птицей бога Ахура Мазды — Каршиптой («Чернокрылая») — Сорокой. По-нашему, — с Сороками-вещейками. А речка, текущая через Ирий, то есть страшная Смородинка, это ещё и «молочная речка с кисельными берегами». Там есть и печка—матушка и яблонька. Все атрибуты есть, а самой Бабы Яги нет.

В этом месте находится только очень старая и всеми забытая большая Баба Яга с длинным носом. Греки называли её Мегамеда — «Великая Богиня». Другие народы в начале неолита лепили её из глины в виде сидящей полной и пожилой женщины. Учёные историки называют такой абстрактный религиозно-мифологический образ «Великой Матерью».

Автор (БКК) нашёл это огромное древнее созвездие на небе. Сейчас его нужно составлять сразу из пяти современных созвездий: Кассиопеи, Андромеды, Треугольника, Овна, Северной Рыбы из зодиакальных Рыб.

А вот новая Баба Яга находится совсем в другой части неба. Она в северо-западном квадранте, и она — Волопас. Именно Волопас!

Волопас породил множество богов. Но в палеолите Волопас был женщиной. Самого древнего Волопаса изображает «мадонна с рогом из навеса Лоссаль». Мифологический отсвет этой великой богини — наша Баба Яга. Её обязательный атрибут (выражаясь гламурно — аксессуар) — «костяная нога», происходит от особенностей фигуры созвездия. И лопата, на которой Жихарка (или Иван — Дурак) заталкивает Бабу Ягу в печь — это ось солнцестояний и, конкретно, летняя полуось эпохи «сотворения мира» 5500 г до н.э.. Жихарка — зодиакальная Дева. Имя этого героя суть испорченное имя Ажи Дахака («Великий Змей»). Печка — Омут, а вход в печку — канал из Океана в Омут. Узнаваемые объекты. В другой сказке, когда Иван Дурак зажаривает трёх дочерей и саму Бабу Ягу — созвездия меняются местами. И это уже другая эпоха — около 4444 г до н.э.

Дева, как Змей Горыныч, в русских сказках при участии Бабы Яги, впрягается в небесный плуг (зодиакальное созвездие Лев) и пропахивает по небу — границу между Явью и Навью. Принято считать, что «змиевы рвы и валы» в украинских степях имеют тоже происхождение. Однако небесные созвездия землю не пашут. А исследовать «змиевы валы» на предмет проекций карты звёздного неба практически невозможно — этот феномен исторической наукой не изучен, а снимки в Геосервере Google Earth не информативны.

ТРАНСФОРМАЦИЯ И ТРАНСМУТАЦИЯ СОЛНЦА

Но это — только начало эпопеи созвездия Волопас. Женские ипостаси Волопаса в русской мифологии занимают центральные места в пантеоне. Разумеется это Мара, богиня зимы и смерти, жена (дочь!) Кощея. День Мары- Марены — 21 ноября, граница 8 и 9 месяцев года. Карачун — явление и торжество Мары. Проводы Мары — 14 марта — день Кикиморы и, даже, Кикиморы Одноглазой. Очень подозрительные даты — бессмысленные. И действительно, осеннее равноденствие суть день Сварога и закрытие Сварги, то есть Ирия. Ровно через месяц (сейчас, как и в начале цикла прецессии, то есть в Вечном Зодиаке) Солнце встанет на эклиптике как раз вровень с Волопасом. Тут и зиме начало — 14 октября — встреча осени и зимы. С этого дня начинали топить избы и регулярные посиделки, а домовой укладывался спать на зиму. 21 октября — граница 7 и 8 месяцев языческого календаря ничем не обозначена — единственная граница месяца, не обозначенная в календаре. Очень странная ситуация. Автор (БКК) полагает, что на этом важном месте в древние времена стояла великая богиня Макошь.

Рис.8. Календарь славян

Посмотрим на дело иначе. Существует календарное языческое событие 14 марта — проводы Марены. За неделю до равноденствия. Ещё через неделю 25 марта — открытие Сварги (Ирия) и встреча весны — Живы. Проводы Живы и закрытие Ирия — 14 сентября — за неделю до осеннего равноденствия. Отсюда можно предположить, что существовало событие «встреча Марены». Оно могло быть (из соображений симметрии) в конце первой недели после осеннего равноденствия или, даже 25 сентября. И такое событие обнаруживается 27 сентября. Христианский праздник «Воздвижение Креста» здесь в расчёт не идёт. Языческий праздник — день Волха Змиевича. Этот Змиевич удивительно похож на архангела Михаила (страж Рая), дни почитания которого 21 ноября и 19 сентября. Изредка это время называют календарным словом Авсень (Таусень, который на самом деле Усень, то есть Осень, Весень и Просинец). Малыми Авсенями называли переходы между сезонами в равноденствия, а переходы в солнцестояния — Великими Авсенями. Возможно.

Рис.8а. Календарь славян

Другой технический приём в удивительном языческом календаре — использование интервала в 9 месяцев (270 суток), как периода беременности. Для этого в космологии организуются свадьбы между богами, зачатие и роды детей — богов.

Например, пара Жива и Даждьбог (иногда Велес и Дива) рождают Ярилу — бога весеннего плодородия и сексуальной мощи.

Рис.xx.

Божество Ярила имело следующую характеристику: «распространяющий весенний или утренний солнечный свет, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях и плотскую любовь в людях и животных, юношескую свежесть, силу и храбрость в человеке».

По мнению М. Фасмера, имя «Ярило» происходит от рус.-цслав. слова яра — «весна», родственного словам ярь «яровой хлеб», ярые пчёлы"первый рой в улье летом«, яровой хлеб, яровик «животное или растение этого года», ярица, ярина «яровое». Слово восходит к праславянскому корню *jarъ, родственному авест. yārə «год», готск. jēr «год» и т. д.

По мнению Вяч. Вс. Иванова и В. Н. Топорова, имя «Ярило» производится от корня «яр-» (*jar), с которым соотносятся представления о яри как высшем проявлении производительных сил, обеспечивающем максимум плодородия, прибытка, урожая.

В календаре два Ярилы: Ярила вешний (23 апреля отмыкание земли) и Ярила мокрый (22 мая, конец весны и начало лета) На смену Яриле — Весеню приходит Даждьбог. Даждьбог — это Солнце. Однако же Коляда — тоже Солнце, но новорожденное, малолетнее. Ярила — тоже Солнце, но в состоянии молодости и половой зрелости. Разные имена отражают разные состояния светила: от зимнего солнцестояния до весеннего равноденствия — младенчество (Коляда), от весеннего равноденствия до летнего солнцестояния — половая зрелость и юность (Ярила).

А дальше Солнце должно умереть. Чучело Ярилы тоже хоронили, когда живородящие силы природы уже не нужны, то есть после летнего солнцестояния. В рассматриваемом примере важна другая сторона. Чтобы Ярила родился весной (в весеннее равноденствие) необходимо, чтобы его зачатие совершилось вблизи летнего солнцестояния. А здесь много пар богов, способных к этому делу. Ибо здесь Орион с Большим Псом (Сириус). Во-первых, — Купала с Костромой, во-вторых, — Ний и Ния, Кощей и Яга, Велес и Яга, ну и, наконец, Велес и Жива.

Чтобы родился Коляда (зимнее солнцестояние), нужно зачать его в весеннее равноденствие. Для этого дела тоже нужна качественная пара богов—родителей. Отцом Коляды считают Даждьбога, а матерью — всю ту же Живу. Это тривиально. Но и великолепно! Солнце воспроизводит само себя четырежды в течение года!

Два «живых» имени Солнца — Даждьбога, то есть, Коляда и Ярила, предполагают существование ещё двух «мёртвых» имени Солнца. Два других сына светила должны быть детьми Даждьбога и Марены. Родителям нужно встретиться дважды в осеннее равноденствие и зимнее солнцестояние, тогда их сыновья родятся после летнего солнцестояния (умрёт Солнце) и в осеннее равноденствие (закроется Ирий). И в самом деле, Даждьбог встречается с Мареной 21 — 22 сентября, между ними происходит свадьба. После летнего солнцестояния, когда «Ярила умер и родился Даждьбог», то есть «Солнце—юноша стал Солнцем—мужем». Этот муж называется Купала.

Есть свидетельства активности богини Мары в зимнее солнцестояние. Карачун — это день торжества Мары. А второго сына Мары могли называть Тарх (западнославянский Радигаст). Однако, некто Асов А.В. сообщает, что Мара была одинокой и жестокой богиней, не имеющей семьи и детей. А другие «специалисты» рассказывают сказки о том, как Мара соблазняет и бросает Даждьбога. В сказке же Мара с Даждьбогом живут долго и счастливо и детушек рожают, от которых, между прочим, и произошли «даждьбожьи внуки», то есть русские. А Купала и Тарх суть «мёртвые» имена Солнца — Даждьбога.

Важная деталь — владения Мары находятся на другом берегу речки Смородинки, через которую перекинут Калинов мост, который, в свою очередь, охраняет Трёхголовый Змей. Если Смородинка — это Млечный Путь, то на её берегу не может быть Трёхголового Змея. Трёхголовый Змей Ажи Дахака — это Дева. Там, через созвездие Дева, проходит граница Ирия и Безымянного «Того Света», в котором правит Мара. Тут бы и должно быть Калинову мосту. Река-то здесь есть. Это река Океан — Пояс Зодиака. В греческой мифологии здесь же течёт река Антемунта («Цветочная»), на берегах которой паслись коровы Гериона, которого там же и убил Геракл в десятом подвиге. Там же есть и «броды через Океан». Может быть, там же найдётся и место для Калинова моста. А потому и Смородинка не однозначна. В связи с Марой. Но подробности такого рода в сказках не сохранились.

Другие языческие боги, не входящие в календарный механизм, составляют небольшую компанию, сведений о которых почти нет, а потому их связи с календарём не имеют надёжной определенности. В первую очередь, это Перун (мужская ипостась Волопаса), Велес (Орион) и Макошь (женская ипостась Волопаса), а во вторую очередь — Сварог (тот же Волопас) и загадочный Род с Рожаницами (Дева).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русский языческий календарь, реконструированный в космологическом анализе, оказался самым совершенным, полным и универсальным календарём. Он один из самых древних и самый красивый из всех найденных инструментов времени. Это русское Коло основано на системе координат Вечный Зодиак и используется в сюжетах основных «конституционных» сказок. В русской жизни Космос был не только в небе, но и на земле, Космосом были дом, усадьба, поле и родная природа. Всё это богатство хранилось в языке и культуре. Отдельный священный (мифологический) текст в таком случае совсем не нужен.

Такой мощный календарь служил не только основой организации хозяйственной жизни в течение всего года, и всех сезонных ритуалов и праздников, он же был тем могучим стволом, который питал живую крону аллегорической мифологии.

Множество сказок, заговоров, заклинаний, поговорок и иных фольклорных произведений, колодовства, ведовства и волхования, бывших в древности сочной листвой духовного дерева, после крещения Руси и уничтожения языческого календаря, потеряли связь со своими духовными истоками, высохли, отвалились и развеялись ветрами времени. От живого дерева осталась груда разноцветных сухих листьев, странных, красивых, поэтичных, но никому теперь не нужных. А могучий ствол сказочного дуба спилили и сожгли в кострах духовной инквизиции.

Русская культура потеряла даже традиционный контекст, в котором можно восстановить древние святыни. Собрать по крупицам, исследовать и реконструировать духовные драгоценности ещё как-то можно, а вот передать их в надёжные и добрые руки уже нельзя — некому. В русском народе почти не осталось смышлёных молодых людей, способных с пониманием деталей, со вниманием и интересом читать тексты с таким содержанием. Кто теперь так глубоко и пронзительно переживает растление национальной культуры и унижение национального достоинства? Дальнейшее движение в этом направлении уже подвиг — для него нужна высокая духовность, а это уже давно забытые состояния. И они отнюдь не христианские.

Миф бесконечен, как небо, и неиссякаем, как жизнь — сам он закончиться не может. Делать это придётся автору. Ему следует самому заканчивать короткое рассуждение о великом и загадочном предмете. Но это не последняя попытка такого рода.