Русская народная сказка «Курочка Ряба»

Варианты текстов русской народной сказки «Курочка Ряба»

Воронежская обл.
Курочка рябушка

Жили были дед и баба. И была у них курочка рябушка. Курочка была не простая, значит, и несла яички золотые. Вот снесла рябушка золотое яичко, крупное такое, любо смотреть. Увидел яйцо дед и зовёт бабушку. Стали они хвалить курочку рябушку. А потом дед и говорит: «Надоть-то яичко на хорошее место положить, чтобы видно было. Ну, и положили. Положили и не налюбуются. Весь день любовались. А у бабушки с дедушкой был кот мурлыкушка, очень до мышей злой. И вот когда дед с бабушкой легли спать, стал мурлыкушка за мышкой бегать. Съесть её удумал. Мышка и туда и сюда — никуда от кота не денешься. Увидала она яичко, хотела за него спрятаться и — нырь на полку. А яичко на полке не удержалось и на пол упало и разбилось. Утром встают дед и бабушкой. Дай, думают, на яичко полюбуемся. Глядь, а яичка на полке нет. Валяется на полу и разбито всё как есть. Заголосили дед и бабушка и пошли жалиться к рябушке. А курочка им и говорит: «Не плачь, дед, не плачь, бабушка! Снесёт вам курочка рябушка другое золотое яичко, лучше прежнего».

(От Даньшиной Натальи Михайловны (1892), с. Красовка, Грибановского р-на, в 1969г.//Народная сказка Воронежской области. Современные записи. Воронеж 1977 под. ред. Кретова. Стр. 17, № 1.)

Саратовская обл.
Дорогое яичко

Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Попова дочь за водой пошла, вёдра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты, дочь, без воды пришла?» Она рассказывает: «Какое на меня горе, какое на меня великое: «Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, вёдра разбила, коромысло разбила. Хоть ты, попадья, покидай с горя пироги за окошко!» Попадья с горя и выкинула пироги за окошко. Поп идёт: «Что это ты, попадья, делаешь?» А она отвечает: «Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, вёдра разбила, коромысло разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!» Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!

(Сказки Саратовской области. Саратов, 1937. Стр. 147-148).

Вологодская обл.
Был старик, да старуха

Был старик, да старуха. А у них была пестра курочка. Снесла яичко у Кота Котофеича под окошком на шубном лоскуточке. Глядь-ка, мышка выскочила, хвостом вернула, глазком мигнула, ногой лягнула, яйцо изломала. Старик плачет, старуха плачет, веник пашет, ступа пляшет, песты толкут. Вышли на колодец за водой поповы девки, им и сказали, что яйцо изломали. Девки вёдра изломали с горя. Попадье сказали, та под печку пироги посадила без памяти. Попу сказали, поп-от побежал на колокольню, в набат звонить. Миряне собрались: «Что же сделалось?» Тут между собой миряне стали драться с досады.

(Соколовы, 142. От Елезаветы Пантелеевны Чистяковой, д. Покровская, Пунемской волости, кирилловского уезда, Новгородской губ.)

Украинский сюжет

Черниговская обл.
Курица Ряба

Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое — золотое. Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: — Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!

(с. Плоское, Нежинского уезда. Черниговской губернии).

Рябонька Курыця

Жыв дид, да баба. У дида була курыця рябенька. Курыця на яечко, а мышь на оконце искочила, хвостиком матнула, яйце упало и розбилось. Стали воны плакать. Курыця знесла ще яйце; тоды курица через два дни пропала.

(с. Плоское, нежинского у. Черн. г.).

«Курочка Ряба» это одна из самых коротких и простых но, одновременно, одна из самых загадочных русских сказок. На бытовом уровне в ней бессмысленно всё. В длинных вариантах сказки легко угадывается попытка оправдать бессмысленность основного сюжета с помощью нравственного назидания, в смысле «не раздувать из мухи слона».

Вместе с тем, космологическое содержание сказки тоже одно из наиболее лёгких и ясных. Весь короткий сюжет построен на прохождении летней полуоси великого небесного креста через созвездия Северная Корона и Волопас, при участии астеризма Голова Змеи. Дед здесь, как и во многих других случаях такого рода, аллегория Солнца, а Бабка — аллегория Луны.

Не трудно сообразить, что сказочное яйцо это созвездие Северная Корона. Оно становится золотым на время прохождения через него летней полуоси креста. Золото — это признак летнего солнцестояния. Ту же природу имеет «Золотая Рыбка» (астеризм Западная Рыба в зодиакальных Рыбах). Такова же «Жар-птица» (созвездие Орёл) и «перо Жар-птицы» (созвездие Дельфин).

В скифской генеалогической легенде, пересказанной Геродотом, золотые предметы, упавшие с неба, и полыхавшие огнём при приближении старших братьев, тоже обнаруживают признаки соседства с точкой летнего солнцестояния.

Древняя космология традиционно оформляла выход полуоси креста за пределы созвездия как смерть персонажа. А при возможности (если персонаж — зверь), ещё и со снятием шкуры. Разбитое яйцо это погибшее яйцо, разбитая скорлупа — снятая «шкура». Именно по этой причине Дед и Бабка так горько плачут — Солнце и Луна тяжело переживают гибель одного из самых симпатичных созвездий северного неба.

Если внимательно посмотреть, то в фигуре созвездия Волопас можно увидеть и контур курицы—несушки, сидящей на гнезде. Волопас — самый талантливый и самый востребованный актёр небесного театра.

Неустранимая прецессия медленно переводит летнюю полуось от созвездия Северная Корона на созвездие Волопас. И оно тоже становится причастным к летнему солнцестоянию. В арийской космологии такое событие знаменуется приобретением «фарна» — божьей благодати и права на верховную власть. В сюжете русской сказки Волопас — это Курочка Ряба, а потому никаких катаклизмов в связи с этим не происходит.

Между двумя обозначенными положениями полуоси лежит довольно длительный интервал времени (не менее 200 лет) и яйцо, бывшее, (уже теперь давно), золотым, может быть заменено простым яйцом. Но всё той же Северной Короной. Вот почему Курочка Ряба обещает Деду и Бабке в качестве утешительного приза простое яичко. Солнце и Луна могут быть спокойны — в звёздном хозяйстве всё под контролем и Северная Корона вновь оживёт. Однако в последнем украинском варианте сказки курица сносит ещё одно яйцо, но при этом умирает сама. Пропала — значит умерла.

Мышка в сказке обязательна. А иначе как объяснить разбитое яичко? Летней полуосью? Мышка, как астеризм Голова Змеи, находится рядом и в очень удобном для такого действия положении. В сюжет можно добавить и кота (зодиакальный Лев), который гоняет звёздную мышку.

Однако есть и другая космологическая возможность связать в один сюжет все три созвездия (Северная Корона, Волопас, Голова Змеи). Все три созвездия одновременно пронизывает осенняя полуось великого небесного креста эпохи Аркаима (28 век до н.э.).

Осталось ответить на самый трудный вопрос: зачем сами Дед и Бабка пытались, правда, безуспешно, разбить золотое яйцо? Глупые ответы, вроде того, что немощные старики были очень голодны и пытались съесть последний съестной припас в доме (яйцо «золотое» потому, что последнее), в расчёт брать нельзя. И не только потому, что тот, кто не может разбить яйцо, уже не должен жить. Нужно понять, почему это нужно Солнцу и Луне. Почему они заинтересованы в прецессии?

Блажен и счастлив тот народ, для которого Волопас это Курочка Ряба. Для многих других народов Волопас в эпоху прохождения через него летней полуоси возвышался в звёздном небе как главное божество. И у этих народов начиналась бурная и трагическая история. В те времена для греков он был Прометеем, для индийских ариев Индрой и Варуной, для иранских ариев Йимой, для хаттов и хурритов Тешубом, для германцев Тором, для славян Перуном, для прибалтов Перкунасом. Северная Корона играла роль космического оружия «ваджры», лука Геракла и рога Гьялахорн. Да и эпоха та называлась «Сотворением Мира» — 5500 г до н.э., близкой к вожделенному главному «магическому числу» 5400 г до н.э.. Впрочем, и эпоха прохождения летней полуоси через Северную Корону, тоже может быть названа эпохой «Великой матери» — 7200 г до н.э. И это тоже главное «магическое число». (О «магических числах» см. книгу Быструшкин К.К. «Феномен Аркаима. Космологическая архитектура и историческая геодезия». М.: Белые Альвы. 2003, стр. 70 — 111).

Так что, коротенький сюжет русской сказочки «Курочка Ряба» описывает переход Мира от магической эпохи «Великой матери» к магической эпохе «Сотворения Мира». Очень неслабый смысл сказки для очень маленьких детей.